История повторяется

Арина Ермолова: литературный дневник

В отличие от Вьетнама, Афганистан был покинут американцами без боев и антивоенных кампаний. История повторилась молниеносно, и в этом ее урок для нас на будущее.


Исход Америки из Кабула стал своего рода сиквелом для новых поколений, не видевших аналогичного исхода из Сайгона в 1975 году. Тогда Америка была “в расцвете лет”, сегодня она теряет былое влияние. Откуда же такое сходство сюжетов и обстоятельств?


В сущности, так заканчивается каждая война американцев. Их конек другой – делать деньги. В стране золотого тельца все завязано на капитал, а для военных побед нужно нечто большее – цель, дух, сплоченность. Как раз то, чем Америка похвастать не может.


Став горнилом для многих народов, она не сплавила их воедино, а лишь скрепила позолоченными идеалами. Несмотря на показной патриотизм, люди здесь не чувствуют себя одним народом с общей судьбой, общим прошлым и общим будущим. А когда нет народа, войну ведут деньги, а не люди. И потому самостоятельные боевые вылазки американцев, несмотря на заявленные цели, в итоге оставляют после себя пустоту исчерпанного банковского счета.


Иного и быть не могло. Ведь это не их земля, не их страна, не их борьба. Они не могут вечно охранять то, что в действительности им не принадлежит. Все войны США велись на чужих территориях, без необходимости защищать свою независимость или само свое существование. А с чужим все проще: при желании можно взять, при желании можно бросить.


Тем более, когда речь идет о борьбе с партизанскими формированиями, против которых западная регулярная армия мало что может сделать. Ведь она тяжела и неповоротлива, как сама Америка. Партизаны знают, за что дерутся, а солдаты? В принципе, по-настоящему сражаться с боевиками могут только другие боевики…


И потому бегство из Афганистана я воспринял не с сожалением, а с пониманием: история повторяется, поскольку такова человеческая природа.


Провалы Америки


Внешние провалы Америки вызваны отсутствием подлинной идеологии – той, которая овладевает сердцами. Нет четких задач – одни красивые слова. Нет добрых надежд – одни пустые обещания. Нет нити, связующей деньги и военную мощь с национальным видением будущего, к которому стоит стремиться, в которое хочется попасть. Напротив, попытки изобрести внефинансовую идеологию оборачиваются на американской почве на редкость уродливыми всходами…


Что касается разговоров об экспорте и построении демократии, они беспочвенны, даже если игнорировать абсолютную неготовность других стран и народов к подобным экспериментам. Ведь подлинной демократии нет и в Соединенных Штатах. Пускай формально она провозглашена, но дух ее не витает над Новым Светом. Там просто принято не задевать, не трогать друг друга: “Это мое, это твое”.


Американское законодательство призвано, в первую очередь, охранять частную собственность, личную неприкосновенность. Но причем тут демократия? Нет, это всего лишь защита индивидуума от внешних посягательств. Частичная защита, разумеется. Как я уже говорил, принципы американцев священны, но когда речь заходит о больших деньгах, телец отпускает все грехи.



Неолиберальные сумерки мира


Как следствие, Афганистан сегодня вливается в пояс исламистских стран, протянувшийся на запад до Марокко, и “свешивающийся” до юга Индонезии. О чем это свидетельствует? Прежде всего, о слабости ведущих мировых игроков, будь то Америка, Англия, Франция, Россия или Германия. У них нет ви;дения будущего – достаточно ясно обрисованной и притягательной картины завтрашнего дня. Потеряв курс, они безнадежно погрязли в мировом кризисе, который по-разному проявляется, но ослабляет всех. И в первую очередь, сильных. Мы еще увидим воочию этот процесс.


Так всегда происходит в истории: подъемы и спады, взлеты и падения. Сегодня богатейшие страны мира начинают сходить с исторической сцены. Некоторые уже отступили в тень, другие переживают слом тенденций, явный или скрытый. Даже Китай не исключение. Мир вступил в эпоху неолиберальных сумерек, которая со временем охватит все регионы: Южную Америку, Азию и т.д.


Разумеется, эта ситуация чревата войнами, как минимум, местными и региональными. С другой стороны, возможно, стороны поймут, что победителя в подобных схватках не будет и никто не извлечет из них долгосрочной пользы.


Однако гонка вооружений продолжается, и всегда есть опасность, что к этой пороховой бочке поднесут запал…


Михай Лайтман



Другие статьи в литературном дневнике: