Памяти Марка Захарова
Решил написать об ушедшем Марке Захарове, который до недавнего времени оставался пожалуй последним из знаменитых режиссеров еще советской поры, остававшихся, как символ и дар той эпохи, когда всё было нельзя и делалось многое не благодаря, а вопреки, но тем не менее появлялись настоящие киношедевры, которые эти люди снимали. Надо было написать раньше, конечно, но вот получилось сейчас. Когда Марк Захаров понял, что его призвание не актерство, а режиссура, он начал пробовать себя в этой ипостаси еще в Театре Сатиры. И его успешная работа там стала отличным "трамплином" для блистательного старта в "Ленкоме", уже на руководящей должности, требующей огромной самоотдачи. Когда в 1973 г. Марк Захаров стал главным режиссером Театра Ленинского комсомола, как это часто бывает, своенравная труппа сначала встретила его не слишком дружелюбно. Перед этим с ними работал такой талантливый режиссер, как Анатолий Эфрос. Но тем не менее Захаров сразу заявил, что будет делать свой театр. Так оно, собственно, и вышло. О Захарове часто говорят, что он создал свой неповторимый творческий язык, оригинальная манера мастера чувствуется во всех его фильмах и спектаклях. Но был у него и другой дар. Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров и на сцене "Ленкома" они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Он открыл уникальных актеров, ставших бриллиантами в его огранке. Когда «Ленком» начинался, как театр Захарова, он взял туда двух звезд: Евгения Леонова из Театра им. Маяковского и перетащил из Театра Сатиры "любимую бабушку Советского Союза" (в "Ленкоме" ее нежно называли "наша баушка") Татьяну Пельтцер. А вот остальных впоследствии знаменитых актеров Чурикову, Абдулова, Караченцова и других, включая свою дочь, актрису Александру Захарову, он, что называется, вырастил сам.
Он верил в то, что хорошее, талантливое искусство делает человека лучше, заставляет его задуматься, поступать по-иному. «Хочется что-то сделать наверно такое, что помогало бы людям. – говорил он – В пьесах, в драматическом театре высказываются какие-то вещи и это оставляет послевкусие, которое влияет на человеческие мысли, устремления, на его облик.» Очень точно сказал в память о Марке Захарове известный режиссер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров: «Заблуждается тот, кто думает, что мы прощаемся с Марком Анатольевичем, Марк Анатольевич навсегда останется в каждом из нас. Любой, кто видел хотя бы один его спектакль, хотя бы один его фильм, знает, уверен в том, что он хоть чуточку изменил его».
Многих, кто посмотрел фильмы Захарова, поражало то, какими злободневными они остаются, как это авторы обладали таким даром предвидения. Связано это не только с талантом самого режиссера, но и с тем, каких поистине мудрых, ироничных и конечно же талантливых авторов он выбирал в качестве сценаристов. Он работал с поэтами Юлием Кимом и Юрием Энтиным, прежде всего со своим другом и соавтором, драматургом Григорием Гориным и, наконец, ставил пьесы знаменитого Евгения Шварца. Но и еще есть у меня грустная мыслишка о том, почему фильмы Захарова так актуальны до сих пор. Мой друг Саша Лангуров как-то заметил, что Россия в своем развитии, в истории своей ходит кругами. А потому с устрашающе надоедливым постоянством возвращаются те же проблемы, что были свойственны для страны многие годы назад и уже неоднократно. Впрочем, это по-моему на сегодняшний день свойственно не только для России, но для мира в целом. Как там было в том грустном анекдоте: «Зачем всё время наступать на одни и те же грабли?! Можно же для разнообразия наступить и на другие...» В общем, как сказал философ, за последние четыре тысячи лет человек мало изменился. А потому так современно и на злобу дня звучат сегодня цитаты из его фильмов: — Это ещё что такое? — Арестованный. — Почему под оркестр? — Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить. _____________ Господи, неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять, что он живой?! _____________ — Фридрихсон, тебе нужна свобода? — Мне? Ну что Вы, зачем? — Может быть Вам, сударыня? — Зачем мне свобода? Я замужем. _____________ — Вы не скажете, что там наверху происходит: я в последнее время стал плохо видеть. — Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит. _____________ А сейчас вспомним с благодарностью Марка Анатольевича и его фильмы, на которых мы тоже когда-то воспитывались и скажем: "Давайте негромко, давайте вполголоса, Давайте простимся светло..."
Октябрь 11, 2019 - 15:36 © Copyright: Арина Ермолова, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|