Нисаргадатта Махарадж

Пётр Шубин: литературный дневник

Быть пробужденным - это значит смотреть на мир из Абсолюта.


Нисаргадатта Махарадж


Знание реальности растворяет страх
Что бы вы ни делали, наблюдайте свой ум. У вас наверняка бывают минуты полного внутреннего покоя и тишины, когда ваш ум абсолютно неподвижен. Если вы упустите их, вы упустите главное. Если заметите, тогда тишина ума растворит и впитает всё остальное.


Ваша трудность в том, что вы и хотите реальность, и боитесь её одновременно. Вы боитесь её, потому что не знаете. Привычные вещи известны, они кажутся вам безопасными. Неизвестное же неопределённо и потому опасно. Но знать реальность – значит пребывать с ней в гармонии. А в гармонии нет места страху.


Очищение Рода
Освобождение от негатива в прошлом - ключ к здоровью и процветанию в будущем.


Будьте бытием
Младенец знает своё тело, но не основанные на теле отличия. Он просто сознателен и счастлив. В конце концов, это и есть та цель, для которой он был рождён. Удовольствие быть – простейшая форма любви к себе, которая позднее вырастает в любовь к Я. Будьте подобны младенцу, чтобы ничто не стояло между телом и Я. Постоянный шум физической жизни отсутствует. В глубокой тишине Я созерцает тело. Оно подобно листу белой бумаги, на котором ещё ничего не написано. Будьте подобны этому младенцу. Вместо того чтобы пытаться быть тем или этим, будьте счастливы быть. Вы будете полностью пробужденным наблюдателем поля сознания. Но между вами и этим полем не должно стоять никаких чувств и представлений.


Исследуйте свое Я
Будьте эгоистом, отказавшись от всего, кроме Я. Когда вы любите Я и ничего больше, вы выходите за пределы эгоистичного и неэгоистичного. Все отличия теряют смысл. Любовь к одному и любовь ко всем сливаются в чистую и простую любовь, не адресованную никому, не обходящую никого. Оставайтесь в этой любви, погружайтесь в неё глубже и глубже, исследуйте себя и любите исследование, и вы решите не только свои проблемы, но и проблемы всего человечества. Вы будете знать, что делать. Не задавайте поверхностных вопросов, обратитесь к истокам, к самому корню вашего бытия.


Обратите внимание на себя
Вы не уверены в себе, потому что никогда не обращали внимание на себя, а только на свои переживания. Обратите внимание на того себя, который находится за пределами всех переживаний, будьте с собой, любите себя. Абсолютную уверенность можно обрести только в знании себя. Главное – это искренняя устремлённость. Будьте честны с самим собой, и ничто не предаст вас. Добродетель и сила – просто детские игрушки. Они полезны в мире, но не помогают вам выйти за его пределы. Чтобы выйти за пределы мира, вам нужна внимательная неподвижность, неподвижное внимание.


Разделения иллюзорны
В действительности всё существует в уме. Наблюдаемое, наблюдение и наблюдатель – это ментальные конструкции. Есть только Я.


Такова природа ума – разделять и выделять частное. В этом нет ничего плохого. Но разделение не соответствует действительности. Вещи и люди разные, но они не разделены. Природа едина, реальность едина. Есть противоположности, но нет противостояния.


Живите не вовлекаясь
Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над собой сделает вас жёстким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете за препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, следите за ними, наблюдайте их, исследуйте. Позвольте случаться всему – и хорошему, и плохому. Но не позволяйте себе быть поглощённым тем, что происходит.


Осознанность есть пробужденность
Быть осознанным – значит быть пробужденным. Неосознанность означает сон. Вы уже осознанны в какой;то степени, вам не надо пытаться быть осознанными. Что вам нужно – так это осознать своё осознание. Осознавайте намеренно и сознательно, расширяя и углубляя поле осознания. Вы всегда сознаёте ум, но вы не осознаёте себя как сознающего.


Об уме, сознании и познании себя
Давайте посмотрим на это следующим образом. Ум без конца производит мысли, даже когда вы их не отслеживаете. Когда вы знаете, что происходит в вашем уме, вы называете это сознанием. Это ваше состояние бодрствования – ваше сознание переходит от ощущения к ощущению, от восприятия к восприятию, от мысли к мысли, в бесконечно чередующейся последовательности. Затем приходит осознание, прямое прозрение в единство сознания, тотальность ума. Ум подобен реке, непрерывно текущей в русле тела, вы отождествляете себя на мгновение с какой;то конкретной рябью на воде и называете её «моя мысль». Всё, что вы сознаёте, – это ваш ум, осознание – это осознание сознания как целого.


Есть сознание, в котором всё появляется и исчезает. Наш ум – это просто волны в океане сознания. Подобно волнам, он приходит и уходит. Подобно океану, он бесконечен и вечен. Познайте себя как океан бытия, утробу всего существования. Это, конечно, метафоры, реальность невозможно описать словами. Вы можете познать её, только если будете ею.


Ищите, «кто есть Я»
Если вы хотите жить здраво, творчески и счастливо и обладать бесконечными богатствами, которыми можно делиться, ищите, чем вы являетесь.


Если ум сосредоточен в теле, а сознание – в уме, то осознание свободно. У тела есть свои нужды, у ума – боль и наслаждение. Осознание непривязано и непоколебимо. Оно ясное, тихое, спокойное, бдительное и бесстрашное, лишённое желаний и страхов. Медитируйте на него как на ваше истинное бытие, пытайтесь быть им в вашей повседневной жизни, и вы реализуете его во всей полноте.


Ум заинтересован в том, что происходит, а осознание заинтересовано в самом уме. Ребёнок занят игрушкой, но мать следит за ребёнком, а не за игрушкой.


Что означает моя реализация
Благодаря неустанному наблюдению я стал совершенно пустым, и с этой пустотой ко мне вернулось всё, кроме ума. Я обнаружил, что потерял ум безвозвратно.


Я не сознателен и не бессознателен. Я за пределами ума и его разнообразных состояний. Разделения создаются умом и приложимы только к уму. Я есть чистое Сознание, неразделённое осознание всего, что есть. Я пребываю в более реальном состоянии, чем вы. Меня не сбивают с толку особенности и отличия, составляющие личность. Пока живо тело, у него будут свои нужды, как и у любого другого, но мой ментальный процесс остановился.


Я не являюсь человеком в вашем смысле этого слова, хотя могу казаться вам таковым. Я есть тот бесконечный океан сознания, в котором происходит всё. Я также за пределами всего существования и знания, чистое блаженство бытия. Нет ничего, от чего я был бы отделён, поэтому я есть всё. Ни одна вещь не является мной, поэтому я – ничто.


Та же сила, заставляющая огонь гореть, воду течь, семена прорастать, а деревья расти, заставляет меня отвечать на ваши вопросы. Во мне нет ничего личного, хотя язык и стиль могут показаться индивидуальными. Личность – это установившаяся модель желаний, мыслей и реакций, в моём случае эта модель отсутствует. Нет ничего, чего я желал бы или боялся, – откуда взяться модели?


Цель ищущего – бытие
У человека, стремящегося к реализации, нет пристрастия к желаниям, это ищущий, идущий против желаний, а не вместе с ними. Общее стремление к освобождению – это только начало, найти правильные средства и использовать их – это следующий шаг. У ищущего только одна цель – найти своё истинное бытие. Из всех желаний это – самое амбициозное, поскольку никто и ничто не может удовлетворить его. Ищущий и искомое – одно, и значение имеет только сам поиск.


Без тела вы просто есть
Судьба относится только к имени и форме. Поскольку вы не являетесь ни телом, ни умом, судьба не властна над вами. Вы совершенно свободны. Чашка обусловлена своей формой, материалом, использованием, и так далее. Но пространство внутри чашки совершенно свободно. Оно оказывается внутри чашки, только если рассматривается в контексте чашки. В противном случае это просто пространство. Пока есть тело, вы кажетесь заключёнными в тело. Без тела вы не будете вне тела – без тела вы просто есть .


Даже судьба – это просто концепция. Слова можно сочетать столькими различными способами! Утверждения могут различаться, но меняют ли они что;либо в реальном? Разработано так много теорий, объясняющих вещи, – все правдоподобные, но ни одна не верна.


Медитация есть свобода от мыслей
Пока вы начинающий, некоторые формальные медитации или молитвы могут принести вам пользу. Но для тех, кто ищет реальность, может быть только одна медитация – безжалостный отказ давать приют мыслям. Быть свободным от мыслей – это и есть медитация.


Вы начинаете, позволяя мыслям течь и наблюдая их. Само наблюдение замедляет ум, пока он окончательно не остановится. Когда ум затих, удерживайте его таким. Вам не должно становиться скучно от этого покоя, будьте в нём, проникайте в него глубже.


Экспериментируйте каждый раз заново, не основывайтесь на прошлом опыте. Наблюдайте свои мысли и наблюдайте себя, наблюдающего мысли. Состояние свободы от всех мыслей произойдёт неожиданно, вы узнаете его по его блаженству.


Пробужденное сознание видит мир из Абсолюта
Я читаю газеты, я знаю, что происходит. Но моя реакция отличается от вашей. Вы ищете лекарство, а я забочусь о предотвращении. Пока есть причины, обязательно будут и результаты. Пока люди склоняются к разделению и разобщению, пока они эгоистичны и агрессивны, такие вещи будут происходить. Если вы хотите, чтобы в мире были покой и гармония, вы должны обрести покой и гармонию в своих сердцах и умах. Такие перемены нельзя ввести по приказу, они должны прийти изнутри. Те, кто ненавидит войну, должны вытеснить войну из своего организма. Без людей, пребывающих в покое, как вы собираетесь обрести покой в мире? Пока люди такие, какие они есть, мир должен быть таким, каков он есть. Я делаю своё дело, пытаясь помочь людям понять, что они – единственная причина своего собственного несчастья. В этом смысле я полезный человек. Но каков я в себе, каково моё нормальное состояние – не может быть объяснено в терминах социального сознания и полезности.


Я могу говорить об этом, используя метафоры и иносказания, но я остро осознаю, что это всё не то. Не то чтобы этого нельзя было пережить на опыте. Это и есть сам опыт! Просто это нельзя описать в терминах ума, которому необходимо разделять и противопоставлять, чтобы понять.


Мир подобен листу бумаги, на котором что;то напечатано. Чтение и значение будут меняться от читателя к читателю, но бумага – неизменный фактор, всегда присутствующий, но редко воспринимаемый. Если чернила удалить, печать не оставит никаких следов на бумаге. Таков и мой ум – впечатления приходят и уходят, не оставляя следов.


Есть только Реальность Единого
Королю Джанаке однажды приснилось, что он нищий. Проснувшись, он спросил своего Гуру Васиштху:


«Кто я – король, которому снится, что он нищий, или нищий, которому снится, что он король?»


Гуру ответил: «Ты ни тот, ни другой, ты – оба. Ты есть, но ты не то, чем себя считаешь. Ты есть, потому что ты ведёшь себя соответственно, тебя нет, потому что это не продлится долго. Можешь ли ты быть королем или нищим вечно? Всё меняется. Ты то, что не меняется. Кто ты?»


Джанака ответил: «Да, я не король и не нищий, я бесстрастный свидетель».


Гуру сказал: «Это твоя последняя иллюзия – то, что ты считаешь себя джняни*, что ты другой, что ты выше обычного человека. Ты снова отождествляешь себя со своим умом, в этом случае с хорошо ведущим себя и во всех отношениях образцовым умом. Пока для тебя существует хотя бы малейшее различие, ты далёк от реальности. Ты находишься на уровне ума. Когда уходит «я есть я», приходит «я есть всё». Когда уходит «я есть всё», приходит «я есть». Когда уходит даже «я есть», остаётся только реальность, и в ней все «я есть» сохраняются и прославляются. Различие без разделения – это то Предельное, до которого может дотянуться ум. За пределом этого любая деятельность прекращается, потому что в нём достигаются все цели и исполняются все намерения».
https://naturalworld.guru/nastavlenie_putevoditel-po-mudrosti-orientiri-dlya-iskateley.htm



Другие статьи в литературном дневнике: