Модель интеллигентности

Роман Юкк: литературный дневник


Из цикла лекций "Беседы о русской культуре" Юрия Лотмана.



Один американский психолог исследовал отношение матери с еще не говорящим младенцем. Мать говорит на одном языке, недавно родившийся ребенок – на своем собственном языке. И тем не менее, они общаются. И первое условие в этом – взаимное желание общаться. Взаимное желание понять друг друга. Психолог пускал отснятую ленту очень медленно и обнаружил любопытную вещь – и мать и ребенок как бы взаимно меняются языками. Ребенок подражает мимике матери, он старается воспроизвести ее лицо своим лицом. Он улыбается, когда она улыбается, он старается повторять звуки, которые произносит мать. И мать тоже оставляет свой человеческий, взрослый язык и переходит на так называемое гулькание. Два существа, которые связаны взаимным желанием понять друг друга меняются языками. В каком-то смысле это модель всякого диалога. И в некотором смысле это модель интеллигентности.



Другие статьи в литературном дневнике: