Эль Мюрид - Пять лет

Дон Борзини: литературный дневник

В этом году у событий на Юго-Востоке Украины пятилетний юбилей. Невеселый, но какой есть. Фактически 7 апреля была объявлена антитеррористическая операция (причем по существующей легенде, АТО стала ответом на захват Славянска группой Стрелкова, но это не бьется с элементарными фактами - СНБО принял решение о проведении операции на неделю раньше захвата Славянска, в ответ на взятие протестующими областных администраций в Харькове, Донецке, Луганске) Логика очевидна - когда ОГА захватывали люди "с красивыми лицами" во имя идеалов Революции достоинства - это было правильно. Когда ровно то же самое стали делать те, кто с ней был несогласен - это было названо сепаратизмом и терроризмом.


У меня много знакомых и даже вполне друзей на Украине. Но по вопросу о донецком восстании они утыкаются в стену, созданную пропагандой. Не было никакого восстания - пришли русские и мы ведем войну с ними. Увы им. Это было именно восстание - классическая Вандея, не согласная с идеями революции, которые выглядели для них крайне неубедительно.


До тех пор, пока сами украинцы не признают тот факт, что они сами инициировали гражанский конфликт, который именно 7 апреля 14 года был институционализирован в гражданскую войну, она не закончится. До тех пор, пока они сами не признают друг за другом право жить, они будут воевать и убивать.


Наличие иностранных по отношению к Украине участников - это чистая банальщина. По-иному вообще не бывает. И люди, инициировавшие войну, должны были отдавать себе в этом отчет, хотя, скорее всего, Путин и киевская хунта в 14 году играли в одни ворота: господа были заинтересованы в том, чтобы задавить восставший народ по обе стороны возникших баррикад, а самый лучший способ - это разделить их кровью. Что с успехом решили оба партнера - в Киеве и Москве. Другой вопрос, что помимо них, в игре были субъекты поумнее, которые использовали этих бандитов так же, как они использовали свои народы.


Однако все это давно неинтересно. Важнее другое - причины поражения донбасского восстания. Оно, вне всяких сомнений, потерпело поражение. Как, кстати, потерпел поражение и майдан - вместо одного вора люди с "красивыми лицами" посадили себе на шею другого. И точно так же убеждают себя в обратном. Впрочем, в чем-то положение на Украине получше, чем в донбасских республиках - шансов возвращения к относительно нормальной жизни у них побольше, хотя и начинать им придется с очень низкого старта - гораздо ниже, чем был до майдана. Но и это неизбежно: египетская революция точно так же потерпела поражение, и ситуация в Египте сейчас существенно хуже, чем до революции 11 года. Такая же история и с большинством стран Арабской весны. Единственный, кто мог победить и реально побеждал в событиях круговерти десятых годов - это Исламское государство, слишком оно выделялось из всех освободительных движений своим отчетливым пониманием целей, задач и последовательности действий. Но ресурсно его попросту задавили - еще не пришло время для новой генерации новых антинеоколониальных движений, оно, видимо, будет позже.


Донецкое восстание проиграло потому, что его руководители оказались не на своем месте. Храбрые, но узко мыслящие полевые командиры садились в своих вотчинах и воевали, не понимая, как именно они могут и должны победить. Политическое руководство - впрочем, его как раз ни в Донецке, ни в Луганске не было вообще, поэтому говорить об ошибках того, чего не было, бессмысленно.


Жизнь - это движение. Восстание, севшее в оборону, обречено на поражение. Элементарные вещи, но их никто в Донецке и Луганске так и не смог постичь. Мне хватило недели пребывания в Донецке, чтобы понять - все эти храбрые и достойные люди со своими идеалами, сознательно идущие на смерть - всё это бесполезно, если ты не видишь цели своей борьбы. Не можешь их сформулировать, не абстрактно, а очень конкретно. В последовательности действий, ведущей если не к победе, то как минимум к непоражению. Да и само понятие победа для всех этих людей оказалось непосильным - что именно понимать под ней. И снова - не абстрактно, а очень конкретно. Где тот рейхстаг, написав на котором "Дошли", ты закончишь войну?


Ответ-то на самом деле известен. Но он очень неприятен самим участникам донбасского восстания. Они воевали, держа в мыслях одно: нужно продержаться. Еще день, еще неделю, а потом придет Спаситель. Путин. "Ждите меня с первым лучом солнца. Я приду на пятый день, с Востока..."© Вот и весь стратегический замысел восстания. Собственно, и тогда выглядел он глупо, а сейчас его и обсуждать серьезно нет ни малейшего резона.


Да, их предали. Путин и не мог не предать - какие они свои для уголовной российской братвы, захватившей в полную и безраздельную собственность целое государство? Да, уже 12 мая о предательстве было объявлено публично и официально. И никакие пропагандисты, камлающие на звезды (Смотрите, Путин вышел на хоккейный матч в майке с номером 11 - это явно поддержка референдума на Донбассе!!!) не могли с того момента обосновать предательство Кремля. Да, обидно. Да, печально. Да, тревожно. Но уже 13 мая нужно было начинать жить в новой реальности, где против Донецка и Луганска не только Киев, но и Кремль. Что поделать - бывает.


И то, что в Донецке и Луганске продолжали надеяться на Кремль - ну не может же он не прийти и не спасти - это вопрос к дончанам. Чем вы думали? Да, он пришел. Когда ополчение было разгромлено. И посадил руководить республиками классово близких себе уголовников. А кого он еще мог посадить-то? В итоге майдан снес одного вора и получил другого, а дончане получили власть собственной уголовной шпаны. Проиграли все.


Это нужно понять и признать. Чтобы лечить болезнь, вначале сам человек должен признаться себе, что он болен. Без этого никакие лекарства и врачи помочь не в состоянии.



Другие статьи в литературном дневнике: