Эль Мюрид - Третий круг 2

Дон Борзини: литературный дневник

События 14 года на Украине - это процесс восстановления баланса между управляющим страной контуром и управляемым им объектом. Украина - слишком большая и сложная по своему строению страна для ее примитивной управляющей системы. Возникает неизбежный выбор из двух сценариев - либо управляющий контур должен усложниться и стать соответствующим своему управляемому объекту, либо объект должен деградировать до его состояния. Украиной управляют клинические идиоты со справкой, запойные алкоголики и блатная шваль - и хотя это очень субъективная сторона вопроса, факт остается фактом: разнородная по своему развитию страна объективно востребует иное устройство. Уход Крыма и Донбасское восстание - стихийный процесс начавшегося распада Украины в связи с тем, что с проектом у украинского политикума крайне туго, впрочем, чего ожидать от людей, его составляющих.


Да, безусловно, щирым украинцам гораздо проще представлять происходящее в ином свете - жили себе на Донбассе унтерменши, тихо-мирно попивали свой стекломой и радовались в алкогольном угаре независимости ридной Неньки. Но тут пришли кляти оккупанты и всё порушили. Действительность на самом деле иная - нерешенный вопрос децентрализации и создания гибкой системы управления и учета интересов разных регионов Украины в конце концов начал решаться стихийно и самостоятельно - когда ресурс на поддержание негодной системы управления оказался исчерпан. Майдан 14 года стал лишь последним толчком, который запустил процесс начала распада Украины. Всё остальное - следствия.


Специфика украинского распада такова, что пока, на нынешней стадии, он еще обратим. Если в Киеве найдется сила, способная сформулировать и предложить всем украинским регионам иную концепцию устройства страны, иной механизм учета их интересов - то шанс (пусть и очень небольшой) на восстановление целостности страны и разворот процесса распада вспять еще есть. Тем более, что и Крым, и Донбасс уже полной грудью вдохнули путинскую мертвечину и на своем собственном примере убедились, что путинский режим - это совсем не та легендарная и мифическая Россия, которую они представляли в своих розовых мечтах. Крым уже заплатил экологической катастрофой, Донбасс - десятками тысяч жизней и тотальной разрухой за эти мечты. Стоящий за спинами их женщин и детей Путин - точно такой же людоед, что и Порошенко. Знание получено, за него заплачено дорого. Однако лимит времени невелик, и в случае, если проблема не будет решаться, стихийные процессы распада Украины продолжатся. Он будет долгим и мучительным, но всё более необратимым. В итоге на месте нынешней Украины возникнет три или четыре образования, достаточно примитивных, чтобы управляющая ими система была вполне адекватной мелким и деградировавшим объектам управления.


В России ситуация аналогична по своему содержанию - дегенеративная и примитивная путинская вертикаль управления не в состоянии управлять столь огромной и разнородной страной. Ресурс на поддержание существующего дисбаланса исчерпан - сверхдоходы от торговли нефтью и газом украдены и промотаны. Объективно путинский режим заинтересован в максимально быстрой деградации страны - она выравнивает существующее несоответствие, но в том и беда Путина - Россия слишком большая страна, чтобы его дружки успевали ее разворовывать. Хотя, конечно, они стараются изо всех сил. Сегодня мы вплотную подошли к положению неустойчивого равновесия, метастабильному состоянию. Аналогом такого состояния можно назвать переохлажденный пар - туман. Достаточно небольшого толчка - и он почти мгновенно выпадет в виде росы, перейдя в более устойчивое термодинамическое состояние.


Таким толчком может стать готовящийся "трансферт власти". Сам по себе он, как и перестройка Горбачева на первом этапе, должен лишь косметически подремонтировать нынешнюю систему власти и управления. Однако даже косметические изменения могут (и скорее всего, неизбежно создадут) тот толчок, с которым замершая в неустойчивом положении система управления просто не справится. Процессы утраты управляемости уже идут, деградация управления налицо - та же петербуржская история, когда техническая замена губернатора привела к коммунальному коллапсу лишь потому, что была разрушена находящаяся на последнем издыхании, но хоть как-то работающая система управления мегаполисом. Никаких митингов и протестов - всего лишь выпавший снег, и город оказался в катастрофе.


Уже поэтому никаких трех лет, как у Горбачева, у Путина нет и не будет - что бы ни послужило толчком: природная, техногенная катастрофа, теракт или запуск управленческой реформы - любая проектная попытка любых рефом немедленно (буквально в месяцы) перейдет в свою стихийную стадию. С которой разложившаяся и смердящая трупным запахом путинская вертикаль может не справиться. Дополнительным фактором разложения является совершенно катастрофическая кадровая ситуация - управляющий контур начисто зачищен от специалистов и профессионалов. Люди, принимающие решения, невероятно невежественны и совершенно не соответствуют занимаемым ими постам, а значит - в обстановке кризиса будут принимать неверные, ошибочные и запоздалые решения. Которые только ускорят процесс.


На выходе нас будет ждать крайне вероятная стихийная регионализация, а возможно - и распад страны. Процессы, которые начались в конце восьмидесятых, и которые удалось затормозить, но не решая при этом вызвавшие их противоречия, будут доведены до своего логического завершения.


Другой вопрос, что потом, безусловно, начнется обратный процесс - сборка единой территории. Возникшие на огромном пространстве новые субъекты смогут, наконец, создать конкурирующие между собой проекты сборки, в борьбе которых и победит будущая Россия. Но прямо сейчас нам, скорее всего, предстоит пройти через распад - жизнь равнодушна. Ей глубоко плевать на державность, соборность и прочую мутную ахинею. Ее задача - привести в соответствие неустойчивую систему, вернуть ее к балансу. Если баланса не удается достигнуть проектным образом - он возникнет самопроизвольно. И никакие заклинания не помогут.


Именно это и ощущаем мы сегодня. Мы чувствуем надвигающуюся катастрофу, и хотя не в состоянии охарактеризовать и сформулировать свои смутные ощущения, это не отменяет их. Поэтому, как и в любой неопределенной ситуации, самая здравая модель поведения - ожидание. Не нужно спешить, не нужно бежать и гнать, нужно просто спокойно дождаться начала событий, чтобы оценить их, а затем принимать решения. Откровенно говоря, это, конечно, слабая стратегия - лучше встречать угрозы, заранее понимая их характер, однако коллективное бессознательное не способно отрефлексировать надвигающуюся угрозу, а нынешняя элита, чье основное предназначение - проектирование будущего - органически неспособна на это. Значит, будем входить в события с закрытыми глазами. Ничего другого не остается.




Другие статьи в литературном дневнике: