молитва Франциска Азизского Духовные созерцания ла

Нина Шендрик: литературный дневник

Продолжаем "Духовные созерцания" Тут меня про духовные упражнения в западной традиции спрашивали.


молитвой Франциска Азизского
Помоги нам, Господи, не столько искать
Утешения, сколько Утешать,
Не столько искать Понимания, сколько Понимать,
Не столько искать Любви, сколько Любить,
Ибо, кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается к новой жизни.
Помоги же нам, Господи,сделай руки наши
Свидетельством Твоего Мира.


Выкладываю образец — Иоганн Михаэль Зайлер (1751–1832), епископ Регенсбургский, о своих сомнениях.


"Последнее искушение сомнением, посетившее меня, было следующим. На молитве, при занятиях, в кругу добрых друзей — меня внезапно пронзала мысль: «Точно ли твоё имя вписано в Книгу Жизни? Принадлежишь ли ты к числу тех, коих Христос призвал радоваться, что имена их записаны на небесах (Лк. 10, 20)?» Здесь я вспоминал советы св. Франциска Сальского и других родственных ему по духу авторов, что такому сомнению надлежит подрубать корни как можно скорее, не допуская, чтобы оно выросло, опутало человека и ввергло его в огонь отчаяния. «Никогда не ставь вопроса», — родилось из сего Божие слово, — «благоугодил ли ты Господу; но спрашивай своё сердце, свою совесть, свою жизнь, угодно ли тебе, чтобы Бог был для тебя бо;льшим, чем что бы то ни было помимо Него». Эта максима весьма глубока; ибо чтобы удостовериться, почивает ли на тебе Божие благословение, тебе надлежало бы прямиком заглянуть в Его отеческое сердце и смочь прочитать там ответ — что для тебя очевидно невозможно. Напротив, чтобы узнать, угоден ли тебе Господь больше, чем всё, что не есть Он и Его, надо лишь обратиться в своё сердце, в свою совесть, прочитать свою собственную жизнь — что для человека, хоть порой и затруднительно, но вполне в его власти. Ещё менее задавайся вопросом, простирается ли благоволение Господне, почивающее на тебе, в вечность — или, другими словами говоря, вписано ли твоё имя в Книгу Жизни; ибо, чтобы знать сие, тебе нужно было бы взойти на небеса небес в сокровенный совет Божий — чего ты никак не можешь. Но спрашивай себя, записано ли Божие имя в сердечной книге твоей жизни, любезнее ли тебе Господь паче всего — и ты взойдёшь, в трезвительном страхе и трепете о своей падшести (Фил. 2, 12) и одновременно в святой уверенности в безграничном Божием милосердии, в живое упование (1 Петр. 1, 3), что пребывание на благом пути Божием ты твёрдо сохранишь до конца (Евр. 3, 6). Будь верен (1 Кор. 4, 2) во всей своей жизни, и тогда не колеблись в надежде, что ты обрящешься верным и в смерти, и по смерти. — Так закончилось это моё искушение."



Надо переводить дальше?


Продолжаем "Духовные созерцания" Иоганна Михаэля Зайлера, епископа Регенсбургского (1751–1832).



О МИРЕ БОЖИЕМ


На сорок седьмом году жизни воздвиглась на меня буря с другой стороны, исполняя меня великою скорбью и угрожая совершенно разорить всякие основания внутреннего моего покоя. «О человек! действительно ли искуплен ты от греха*? или избавление от греха — лишь мечта? Можешь ли ты надеяться на благую участь в вечности? имеет ли сия надежда основание, или она — сплошь обольщение?»


Попытки ответить себе на эти вопросы влекли меня только из одного лабиринта в другой и лишь умножали гнетущую душевную тоску. К сему прибавилось и одно ночное происшествие, которое я ни забыть не могу, ни растолковывать не хочу. Однажды сделалось мне крайне стеснительно совне, а внутри как бы стрелы хулы и нечестия глубоко уязвляли беззащитную мою душу. Около же полуночи увидел я себя окружённым некими фуриями; от их отвратительной наготы и жуткого, омерзительного вида можно было окаменеть. Их присутствие крайне мучило меня; душа моя разрывалась от страха и безысходной скорби; жизнь моя стала как мёртвая. Я был уже почти поглощён невыразимым ужасом… но потом как-то собрался с силами и будто очнулся от обморока. Еле сполз я с кровати и на коленях, сколько мог, возопил ко Господу. Затем, совсем обессиленный, я повалился обратно на кровать, похолодев, как мертвец, и дрожа от страха. Постепенно я почувствовал, как в тело возвращается тепло… но не мир в душу.


Моих друзей не было тогда возле меня; и мне не оставалось ничего другого для избавления от этого тяжкого состояния, как в одиночестве пройти чрез почти невыносимую смертную борьбу. Мучение, объявшее меня, от которого я никак не мог освободиться, само подвигало меня на сие. И было – как будто некий святой глас раздался во мне: «Только Христос, или, как возвещает Павел, только Бог во Христе, примиривший с Собою мир (2 Кор. 5, 19), может тебя спасти; всецело предай себя Ему; не убегай из Его школы; учись совершенно умирать греху (Рим. 6, 2) и жить для одного Христа (Рим. 14, 8). Это возможно для тебя лишь с помощью непрестанной молитвы (Лк. 18, 1) и постоянного отвержения себя** (Мк. 8, 34). Возложи же руку твою на сей плуг (Лк. 9, 62) – и не бойся, ибо Я с тобою! (Ис. 41, 10)». Я возжелал повиноваться сказанному; и уже это слабое желание овеяло мою душу неким упованием и предвкушением мира Божия. Я возжелал – но стоило только мне взяться за то, чтобы претворить желание в действие, как всё моё естество как будто возмутилось во мне, и тьма, лежащая на сердце, умножилась. Тогда вновь раздался во мне тот же святой глас: «Не обращай внимания на внутреннюю бурю и мрак. Возобновляй лишь всякий раз свою решимость всецело принадлежать Богу во Христе – и не бойся, Я с тобой!»


———————————————
* Имеется в виду первородный грех.
** То есть отвержения самости и своеволия – автономного существования без и вне Бога по стихиям падшего мира сего.


;


Так я и стал делать. Отрешаясь от внутренних возмущений и душевного омрачения, я непрестанно понуждал, увещевал и ободрял себя к тому, чтобы снова и снова, десятки раз на дню, безоговорочно препоручать себя Господу и возвращаться к молитве и отвержению себя. Вопль веры: Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня (Быт. 32, 26) – начинал мой день, сопровождал меня во всех моих занятиях и отходил со мною ко сну. Эта молитва вступила в каждодневную брань со всё новыми нападками смерти. Тьма самости и своеволия, то показывающаяся предо мною, то вновь скрывающая от меня тайную свою во мне жизнь, не хотела отступать – но ей надлежало прейти, дабы истинное спасение открылось во мне. Возвещение о том, что внутренняя немирность должна быть поражаема и умерщвляема в душе посредством искоренения всех проявлений самостной тьмы, – начало претворяться в жизнь в двояком делании духа, который своею десницею охватывал Божие, а шуйцею отсекал всё не Божие; , а преимущественно чрез вышеуказанную молитву, всё время возобновляемую, мир стал вновь брезжить мне. Сердце и совесть раскрывались предо мною всё полнее и глубже, и я усматривал всё новые свидетельства своей падшести, нечистоты, тайной зависти, тонкого услаждения самим собой, сокровенного прилепления к преходящему. Что мне оставалось тогда, как не умаляться паче всякого творения, не просить о прощении, не давать обеты большего трезвения и большей верности в борьбе со всяческим злом, не взывать к Духу Святому о помощи? И сия молитва веры, начавшись с самоиспытания и самоосуждения, восходя к воодушевлению крепко сопротивляться падшести и горячо молить Господа о помощи и заканчиваясь обновлённым решением отвергнуться своей самости и всего, что не есть Божие, – сия молитва никогда не была бездейственной, и обустраивала всё более и более чистое место Божие во мне.


Действие сей молитвы во мне я находил великим для себя благодеянием. Она подрубала один корень внутренней немирности за другим; и совсем скоро к самоиспытанию, к решимости противиться падшести и к горячей мольбе о благодати прибавилось некое обновление духа, оказавшееся ещё более плодотворным. Молитва веры настолько укреплялась, что постепенно она стала раскрывать для меня неизреченное милосердие вечной Любви и ободряющие обетования Евангелия и приводить жаждущую утешения душу в состояние тихого созерцания оных. Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 31–32). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 1–2). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).


Эти и подобные им места Писания приковывали к себе всё моё внимание и становились тем топливом, которое питало во мне огонёк благоговения, всё более крепнущий. Даже каждодневная моя неверность в исполнении данных себе обетов – я постоянно как будто забывал про них, и по многу раз на дню мне приходилось их возобновлять – не подавляла упования, пусть ещё и слабого, что избавление близко. Ибо именно упомянутые и другие такие же изречения Священного Писания живили меня надеждою на милость Божию и пролагали путь миру Божию в мою душу. Само собою разумеется, что во всё время этой тяжкой моей внутренней брани я не упускал почерпывать силы для оной в частой исповеди и причащении (кои не просто именуются благодатными таинствами и средствами ко спасению, но и являются таковыми). — И, наконец, столь чаемый день избавления настал, и от меня отошло сомнение в том, что я искуплен от греха (Кол. 1, 14), что Дух усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим. 8, 15), рождён во мне, и что мир Божий, сей залог вечной небесной милости, дарован мне Господом нашим Иисусом Христом.



;


Это чувство мира Божия стало для души тем же, чем для тела бывает ощущение здоровья. Хотя те или иные скорби не перестают удручать меня – но мир Божий услаждает мне горечь сего пития. Хотя позывы ко греху не перестают вторгаться в сердце – но мир Божий укрепляет мою волю к противостоянию сему. Бывает, что и сам мир Божий скрывается от меня; но тогда я опять прибегаю к лекарству, исцелившему меня в первый раз – а именно, к всецелому преданию себя и всего своего Христу; и исцеляюсь вновь. И такое препоручение себя Ему, будучи одновременно и смирением, умаляющим меня, и упованием на Бога, меня возвышающим, – снова разрушает стену, отделяющую меня от моего Господа.



Иоганн Михаэль Зайлер (1751–1832)
Молитвенные размышления во время тяжкой болезни.


* * *


Доселе я молился: «Господи, Боже утешения и милости! прости мне мои грехи!» А теперь я молюсь: «Господи! прости мне и мои добродетели!» Ибо я увидел в своих добрых делах так много негодного, что краснею не только о своём зле, но и о добре, и бию себя в грудь как о том, так и о другом. Сколько тщеславия вижу я в оказанном мною милосердии! Сколько искания своего в молитвах, мною творимых! Сколько гордости в моём смирении! Сколько греха в моём покаянии! Я думал, что ищу Тебя – а искал только себя. Моё «я» было моим богом…


И ныне, о Господи, единственный, истинный, подлинный Бог – прими сии две молитвы.


Первая – уже произнесённая мною: «Господи! прости мне мои добродетели!»


И вторая – «Спаси меня от меня самого!» Аминь.


* * *


Восстану ли я от этой болезни и смогу ли я, выздоровевший среди здоровых, ещё пройтись по Божьей земле? Не знаю; но приступлю сейчас к тому, что нужно совершить в последние часы жизни на земле, прежде чем угаснет сознание моё. Не буду больше отодвигать на неизвестное время то важнейшее, что сделать никогда не рано. Сейчас, в настоящий момент, я обращаю всего себя к моему Богу. Сейчас я прошу Его о Святом Его Духе. Сейчас смиряюсь я пред Ним из-за грехов моих, отрекаюсь от них пред лицем Его и взываю: «Господи! милостив буди мне, грешнику!» Сейчас я твёрдо решаюсь следовать всякому мановению моего Бога, всякому руководству Его Духа – и ничего не упустить из того, что соделает меня способным воспринять слово истины из уст Самой Истины:


«Я – твой Бог, и во веки пребуду твоим Богом».


* * *


(Молитвенное размышление при страхе смерти)


Бог, Отец, избрал меня, призвал меня, оправдал меня, просветил меня здесь, на земле, и просвещает и просветит ещё более. Он не погубит меня – ведь Он вложил в моё сердце любовь к Нему, и в Сыне Своём даровал мне всё. Его милосердие освободило меня от всякого проклятия – как же Он погубит меня?


Бог, Сын Отца, умер за меня, восстал из мёртвых, и живёт, и восседает одесную Отца, и посылает мне Святого Духа – как же Он погубит меня? Любовь не губит. Смерть и ад низложены, попранные стопами Спасителя; я не боюсь их. Тот, Кто победил их – Христос – победил их и для меня. Он победил смерть и ад – Его Духом побеждаю их и я. Аминь.



Лао-Цзы


«Чем больше знаешь, тем меньше понимаешь»


Тот кто знает учение уступает тому
кто находит в нём удовольствие.


То ли мне снилось, что я мотылек,
то ли мне сейчас снится, что я человек.


Умный каждый день пополняет свои знания.
Мудрый каждый день стирает лишнее.
С сайта http://www.inpearls.ru/
;


;
;




Другие статьи в литературном дневнике: