Александр Мень.

Таня Даршт: литературный дневник

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ.


"Истина - это не та вещь, что легко дается в руки. Она действительно похожа на высокую гору, куда надо восходить тяжело дыша, карабкаясь по уступам, порой оглядываясь назад, на пройденный путь, и чувствуя, что впереди еще крутой подъем".


"Я считаю, что из способов, законов, с помощью которых Бог творил мир, самый подходящий для Всемогущества — это закон эволюции.
Бог создает такие закономерности природы, которые, работая по–своему, ведут мир к совершенствованию, то есть к цели — созданию Человека".


"Если мы говорим «раб Божий», то просто потому, что понимаем: мы не в состоянии соответствовать понятию «сын». Кроме того, понятие «раб» в древности обозначало «служитель».
«Раб Божий» — это тот, кто служит Богу — своими мыслями, своим сердцем".


"Без религии нравственность невозможна? Без веры невозможна.
А вера есть у всех людей, только в разной степени. Но она все равно присуща человеку. Неверующих людей не существует. Человек может на уровне сознания считать себя атеистом, а в глубине — он все равно верующий".


"Давно замечено, что нетерпимость, фанатизм - будь то религиозный или атеистический - есть проявление не столько веры, сколько неуверенности. Когда человек сомневается в своей правоте, когда ощущает шаткость своей позиции, у него часто возникает соблазн пустить в ход кулачные приемы доказательства, чтобы и себя утвердить, и других заставить замолчать. Нетерпимость есть род душевного недуга, способного извратить любую, даже самую светлую, идею. Но у фанатизма есть антипод, который ничем его не краше. Вспомним о словах проповедника из "Комедиантов", говорившего о грехе равнодушия. Именно равнодушие, бездуховность или, как выражался Бердяев, "духовная буржуазность" создает то послушное и безгласное панургово стадо конформистов, о котором гневно писал Пушкин: "Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь".
Бездуховная пошлость профанирует все святое. Она подлинный антагонист христианства, более опасный для веры, чем тирания и тем паче честный атеизм".


"Была такая крайность: духовность была перечеркнута как старое, допотопное понятие. Потом мы легко включились в другую крайность: слово «духовность» стало употребляться как попало, где попало и быстро навязло в зубах. Есть у нас такой рефлекс — все превращать в жевательную резинку. Но я хотел бы поставить вопрос по сути.
Духовность — это то, что отличает человека от животного".


"Терпение — это вовсе не состояние скота, который все терпит.
Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпени".


"Эгоизм стал главной чертой современного человека. А как могут жить два эгоиста? Это все равно что двух дикобразов засунуть в одну нору. Это очень трудно. И из этого вытекает все остальное".


"Никогда не думайте, друзья мои, что в Евангелии содержится такая глупость, что человек должен относиться к какому–то негодяю, который причинил ему зло, так же, как к своему ребенку, к своей жене или к своему мужу. Ничего подобного! Такого бреда в Евангелии нет.
Любить своих врагов — это значит относиться с доброжелательностью даже к противнику, желать ему добра, желать, чтобы он раскаялся, чтобы он одумался".


"Наказание — это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил".


"Зло не может быть рационально объяснено, зло коренится в безумии твари, которая стремится уйти от истины и Бога. Поэтому рационально объяснить его нельзя".


"Как христианин должен бороться со злом? Начиная с самого себя".



Другие статьи в литературном дневнике: