Мортимер Адлер.

Таня Даршт: литературный дневник

Меня окружали великие книги. Я умел читать. Весь мир был у меня в кармане.


<1940>
«Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений»
#Мортимер_Адлер
(перевод Лариса Пластак)



Специальный, очень вечерний пост #про_чтение.


Критические оценки книги американского профессора филологии, философа Мортимера Адлера (1901-2002) «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений», написанной почти 80 лет назад, звучат так — занудная, скучная, банальная. Не соглашусь. Хотя книга, однозначно, не развлекательная. И открытий «про чтение книг» в ней нет. Есть методика чтения, следуя которой, можно научиться читать осознанно и с пользой.
По мнению автора, правильное чтение — это погружение. Самообразование. Вкус к чтению. И возможность после прочтения книги ответить на вопросы: Что вы можете сказать о книге, которую прочитали? Что вам в ней понравилось? Вы все поняли?
Друзья, всегда ли можем мы ответить на подобные вопросы, прочитав очередную книгу?


Конечно, это образовательная книга, которая, в свою очередь требует внимательного аналитического чтения. Не буду навязывать ее в качестве необходимой книги, просто использую здесь несколько цитат, которые могут оказаться весьма полезными. Но, как мне кажется, книга Мортимер даже вдохновляет. И меня тоже. Хотя я читаю очень, очень много. И обязательно — с личными пометками на страницах.
Кстати, многие, наверное, помнят, что пометки на страницах были «порчей книги»? Воспоминания про то, светлое время библиотечных книг и цитаты из книги Мортимера Адлера сопровождает советский плакат 1926-1929 года из серии «Воспитание читателя» (Издание Бюро Центральной каталогизации ГПП и Госиздата РСФСР, 1929).

Андрей Кончаловский



Мортимер АДЛЕР
«#Как_читать_книги…»:



«Процесс становления личности идет через осознание того, как мало мы знаем и умеем.
*
Я четко знаю, чего не умею, и, возможно, почему не умею. Мое основное преимущество заключается именно в этом.
*
Хороший читатель должен понимать, чего он прежде всего ждет от книги — знаний или наслаждения.
*
Начитанность нередко означает количество, и только иногда - качество чтения.
*
Монтень в своих труда говорил о «невежестве неграмотного, которое предшествует знанию, и невежестве ученого, которое следует за знанием». Первое — это невежество того, кто не знает алфавита и не умеет читать. Второе — невежество человека, который неверно прочел огромное количество книг.
*
Именно искусство читать и сочинять, слушать и говорить дисциплинирует ум и позволяет нам свободно мыслить. Это освобождающее искусство. Дисциплина освобождает нас от произвола необоснованных мнений и узости провинциальных предрассудков. Она делает нас свободными от всех авторитетов, кроме разума, потому что истинно свободный человек должен подчиняться лишь разуму.
*
Способность и желание читать ради открытия — это то, без чего невозможно серьезное чтение.
*
Если бы пришлось рассматривать природу знания с философской точки зрения, вы бы зашли в тупик, как и множество философов. Оставим в стороне подобные вопросы и будем считать, что примерно одинаково понимаем слово «знание». Тем не менее можно возразить, что при этом фраза «учеба — это приобретение знаний» имеет и другие подводные камни. Мы учимся играть в теннис или готовить. Игра в теннис и готовка — это не знания. Это виды деятельности, требующие определенного мастерства.
*
Тот, кто стремится освободиться от любых авторитетов, по моему мнению, является фальшивым либералом. Как сказал Мильтон, «когда они кричат о свободе, то имеют в виду вседозволенность».
*
Люди, способные читать хорошо, умеют читать критически. В этом смысле их разум свободен.
*
Великие писатели всегда были великими читателями, но это не значит, что они читали все книги, которые в их время считались выдающимися. Нередко они читали даже меньше книг, чем требуют сегодня программы в наших лучших колледжах. Но если уж они читали, то делали это хорошо. Изучив книги, они становились равными авторам и с полным правом завоевывали свой авторитет.
*
Аудитория книг о Джеймсе Бонде значительно более узка по сравнению с аудиторией «Дон Кихота» или пьес Шекспира. По вполне реалистичным оценкам, сделанным не так давно одним из писателей, за последние три тысячи лет «Илиаду» Гомера прочли около двадцати пяти миллионов человек. Представьте, на сколько языков переводились все великие книги и сколько лет их уже читают, — и вы поймете, что количество читателей подобных текстов без преувеличения измеряется миллионами. Безусловно, это не значит, что любая книга, завоевавшая огромную аудиторию, считается классикой уже только благодаря одному этому факту. Мою мысль наглядно иллюстрируют такие примеры из художественной литературы, как «Три недели» Коко Шанель , «Камо грядеши» Генрика Сенкевича и «Бен-Гур» Лью Уолласа. Далеко не всегда великая книга производит фурор сразу после своего выхода в свет. Иногда требуется время, чтобы собрать круг своих читателей. Рассказывают, что астроном Кеплер , чей труд о законах движения планет сегодня считается классическим, говорил, что его книга «может сотню лет ждать своего читателя, ждал же сам Бог шесть тысяч лет».
*
По той же причине желающим научиться читать следует выбирать хорошие, а лучше великие книги. Дело не в том, что трудности, которые могут возникнуть на этом пути, — это наказание за грех поверхностного чтения. Скорее наоборот: книги, которые можно понять только в процессе активного чтения, — это идеальное средство для реабилитации пострадавших от пассивного чтения. Я не считаю, что такая терапия сродни радикальным средствам, с помощью которых можно или выжить, или неминуемо угаснуть. Дело в том, что в нашем случае пациент может сам регулировать дозу, увеличивая число упражнений на ранних стадиях. «Лекарство» начнет действовать, что называется, с первого приема. И чем сильнее будет это действие, тем больше сможет получить читатель.


Начитанность нередко означает количество, и только иногда — качество чтения. Пессимист и мизантроп Шопенгауэр начал активно выступать против излишнего чтения, когда понял, что в большинстве своем люди читают пассивно и бездумно заглатывают «отравленную» беспорядочную информацию. Бэкон и Гоббс разделяли его точку зрения. Так, Бэкон говорил: «Одни книги пробуют на вкус, другие — проглатывают, и лишь немногие — разжевывают и усваивают». Эта общая для многих идея основана на четком разграничении способов чтения, соответствующих разным видам литературы.
*
Книга сродни природе. Когда вы с ней заговорите, она ответит ровно настолько, насколько вы сами способны к мышлению и анализу.
*
Пожалуйста, не воспринимайте список великих книг как один из множества перечней, которые люди составляют на случай попадания на необитаемый остров. Для чтения великих книг не требуется то идиллическое уединение, которого современные люди могут достичь лишь в результате глобальной катастрофы. Если у вас есть свободное время, вы всегда можете его использовать для чтения. Но не повторяйте ошибку одного бизнесмена, который сейчас посвящает себя целиком зарабатыванию денег, думая, что чтением займется на пенсии. Досуг и работа должны чередоваться постоянно и ежедневно, а не соответствовать разным периодам жизни.
*
Если, научившись читать и изучив великие книги, вы продолжаете действовать неразумно в личной жизни или в политике, значит, вы напрасно потратили время. Возможно, вы получили удовольствие, но долго оно не продлится»


//Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2011//
__________________


Добавлю, что в Приложении книги есть довольно объёмный список великих литературных произведений (Западного мира), вечных бестселлеров, которые автор обозначает так: —
«В отличие от конъюнктурных бестселлеров, которые устаревают уже через год, великие книги являются литературой, стоящей над временем и решающей вечные проблемы человечества. Именно так их и следует читать — в поисках истинного света, который они проливают на человеческую жизнь, на все наше прошлое, настоящее и будущее».


Мортимер настаивает, что читатель должен научиться читать именно великие книги:
«Искусство аналитического, интерпретирующего и критического чтения необходимо лишь тогда, когда в процессе знакомства с книгой мы начинаем понимать то, что ранее было недоступно. Такое ощущение имеет прямое отношение к тем немногим книгам, которые можно с пользой перечитывать снова и снова. Это #великие_книги…»


Вот, например, «Преддверие великих книг», куда вошли шедевры малых форм — отдельные рассказы и повести в том числе Тургенева, Чехова, Бунина, Гоголя, Пушкина, Толстого :



ШЕРВУД АНДЕРСОН. «Ну и дурак же я»
ЛУЦИЙ АПУЛЕЙ. «Амур и Психея» (из «Метаморфозы, или Золотой осел»)
АВТОР НЕИЗВЕСТЕН. «Окассен и Николетта»
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК. «Страсть в пустыне»
ИВАН БУНИН. «Господин из Сан-Франциско»
СЭМЮЭЛЬ БАТЛЕР. «Нравы и обычаи едгинцев» (из «Едгина»)
АНТОН ЧЕХОВ. «Душечка», «Вишневый сад»
ДЖОЗЕФ КОНРАД. «Юность»
СТИВЕН КРЕЙН. «Шлюпка в открытом море»
ДАНИЭЛЬ ДЕФО. «Робинзон Крузо»
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС. «Барделл против Пиквика» (из «Посмертных записок Пиквикского клуба»)
ИСААК ДИНЕСЕН. Sorrow-Acre
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ. «Белые ночи»
ДЖОРДЖ ЭЛИОТ. «Приоткрытая завеса»
ФРЭНСИС СКОТТ ФИТЦДЖЕРАЛЬД. «Алмаз величиной с отель «Ритц»»
ГЮСТАВ ФЛОБЕР. «Легенда о Святом Юлиане Милостивом»
ДЖОН ГОЛСУОРСИ. «Яблоня»
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ. «Шинель»
НАТАНИЭЛЬ ГОТОРН. «Дочь Рапачини»
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ. «Убийцы»
ВИКТОР ГЮГО. «Битва с пушкой» (из романа «Девяносто третий год»)
ГЕНРИК ИБСЕН. «Враг народа»
ГЕНРИ ДЖЕЙМС. «Ученик»
РЕДЬЯРД КИПЛИНГ. «Братья Маугли» (из «Первой книги джунглей»)
ДЭВИД ГЕРБЕРТ ЛОУРЕНС. «Победитель на деревянной лошадке»
ТОМАС МАНН. «Марио и волшебник»
ГИ ДЕ МОПАССАН. «Два приятеля»
ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ. «Билли Бадд»
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР. «Мизантроп», «Лекарь поневоле»
ЮДЖИН О'НИЛ. «Император Джонс»
ЭДГАР АЛЛАН ПО. «Сердце-обличитель», «Маска красной смерти»
АЛЕКСАНДР ПУШКИН. «Пиковая дама»
СЭР ВАЛЬТЕР СКОТТ. «Два гуртовщика»
ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ. «Избранник судьбы»
РИЧАРД ШЕРИДАН. «Школа злословия»
ИСААК ЗИНГЕР. «Спиноза с Торговой улицы»
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
ДЖОН СИНГ. «Поездка к морю»
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «Смерть Ивана Ильича», «Три старца», «Чем люди живы»
ИВАН ТУРГЕНЕВ. «Первая любовь»
МАРК ТВЕН. «Человек, который совратил Гедлиберг»
ВОЛЬТЕР. «Микромегас»
ОСКАР УАЙЛЬД. «Счастливый принц»
*


Отдельно есть списки книг по истории, социологии, естественным наукам, математике, философии и богословию.



Друзья,
как думаете, 10-12 ВЕЛИКИХ книг в год, как рекомендует автор — много или мало?



Другие статьи в литературном дневнике: