Даниил Александрович Гранин.

Таня Даршт: литературный дневник

( 01.01.1919 — 04.07.2017 )



"Какая трудная штука жизнь, если заниматься ею всерьез!"


"Обращаться с жизнью надо, как с чудом, Божьим даром или даром судьбы. Поэтому надо жить так, чтобы сегодняшний день был самым счастливым."


"Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время, потому что жизнь состоит из Времени, складывается из часов и минут."


"Всю свою жизнь после войны — такая уж это была война — я расцениваю как приз в лотерее, невероятную удачу, доставшуюся почти без шанса."


"Если книгу не стоит читать два раза, то ее вовсе не стоит читать."


"Одно из самых сладких чувств при чтении — это момент узнавания — Боже мой, это же и про меня, и я это чувствовал, и я так думал, об этом плакал!"


"Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить."


"Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь."


"В любви выигрывает тот, кому она доставляет больше счастья."


"Главный недостаток нашего общества — это дефицит любви, дефицит любви друг к другу. А ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо — человек."


"Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше."


"В этом мире хорошо только подлецам: им не в чем разочаровываться, они живут без иллюзий, они считают всех подлецами и редко ошибаются."


"Сколько может выдержать человек? Гораздо больше, чем ему кажется. Человек может много, может все и еще столько же."


"Мое правило: сегодняшний день — мой самый счастливый день в жизни. Потому что большую часть жизни мы живем или вспоминая хорошее, или надеясь на хорошее."


"Как бы человек ни был счастлив, оглядываясь назад, он вздыхает."


"Сегодня я счастлив оттого, что изжил в себе ненависть к немцам. Изжил иллюзии всех партий. Изжил заблуждения по поводу руководителей страны любого ранга. Сегодня я могу писать все, что хочу, говорить все, что хочу, хотя иногда не знаю, кому это надо. Могу ехать куда захочу. Хотя уже никуда не хочется. Другой жизни не будет. Литература, искусство, в общем, игра. И можно быть счастливым. При всех моральных, материальных и общественных неурядицах. Надо ценить настоящее! Только настоящее."


"Этика не имеет единиц измерения. Даже в вечных и общих определениях — добрый, злой, душевный, жестокий — мы беспомощно путаемся, не зная, с чем сравнить, как понять, кто действительно добр, а кто добренький, и что значит истинная порядочность, где критерии этих качеств."


"Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли. Cейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь, что мог бы написать их больше. Я вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувствовал себя совершенно счастливым."


Библиография:


1950 — «Победа инженера Корсакова»
1950 — «Спор через океан»
1951 — «Ярослав Домбровский»
1952 — «Новые друзья»
1955 — «Искатели» (роман)
1955 — «Собственное мнение» (повесть-притча)
1958 — «В нашем городе» (фотоочерк)
1959 — «После свадьбы» (роман)
1962 — «Иду на грозу» (роман)
1962 — «Неожиданное утро»
1962 — «Остров молодых» (рассказы о Кубе)
1965 — «Генерал коммуны»
1966 — «Месяц вверх ногами»
1967 — «Примечания к путеводителю»
1967 — «Наш комбат» (повесть о войне)
1970 — «Кто-то должен» (повесть об учёных и их моральном выборе) 1970 — «Неожиданное утро» (очерки)
1972 — «Сад камней» (сборник)
1973 — «До поезда оставалось три часа»
1974 — «Эта странная жизнь» (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве)
1974 — «Прекрасная Ута»
1974 — «Однофамилец» (повесть)
1975 — «Выбор цели» (повесть)
1977 — «Клавдия Вилор» (документальная проза)
1977 — «Дождь в чужом городе»
1978 — «Обратный билет» (повести)
1979 — «Повести»
1980 — «Картина» (роман)
1982 — «Место для памятника»
1983 — «Два крыла» (публицистика)
1984 — «Тринадцать ступенек» (сборник)
1985 — «Ещё заметен след»
1985 — «Река времён»
1986 — «Выбор цели»
1986 — «Ленинградский каталог»
1987 — «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
1987 — «Неожиданное утро»
1988 — «О наболевшем»
1988 — «Милосердие»
1988 — «Чужой дневник»
1989 — «Точка опоры»
1989 — «Наш комбат»
1990 — «Наш дорогой Роман Авдеевич» (сатира на Григория Романова) 1990 — «Повесть об одном учёном и одном императоре»
1991 — «Запретная глава»
1995 — «Бегство в Россию» (документальное повествование о Джоэле Баре и Альфреде Саранте)
1995 — «Страх» (эссе)
1995 — «Оборванный след» (повесть)
1997 — «Вечера с Петром Великим» (исторический роман)
2004 — «Жизнь не переделать»
2007 — «Священный дар»
2009 — «Причуды моей памяти» (воспоминания)
2009 — «Всё было не совсем так» (размышления)
2009 — «Мой лейтенант» (роман)
2010 — «Три любви Петра Великого»
2012 — «Заговор»
2013 — «Два лика»
2014 — «Человек не отсюда»


Экранизации (сценарии) :


1956 — Искатели
1962 — После свадьбы
1965 — Иду на грозу
1965 — Первый посетитель
1974 — Выбор цели
1978 — Однофамилец
1979 — Дождь в чужом городе
1985 — Картина
1985 — Кто-то должен...
1987 — Поражение
2009 — Читаем «Блокадную книгу»
2011 — Пётр Первый. Завещание




Другие статьи в литературном дневнике: