Константин Александрович Кедров.

Таня Даршт: литературный дневник

– Наша вселенная оказалась книгой –


В Каббале сказано, что в мире четыре книги: Библия, человеческое сердце, природа и звездное небо над головой. Сегодня выясняется, что это изречение следует понимать буквально. Давно уже физики и космологи не предлагали ошарашивающих фундаментальных гипотез. И вот американский журнал «В мире науки» опубликовал сенсационную статью профессора теоретической физики Еврейского университета в Иерусалиме академика Якоба Бекенштейна «Информация в голографической вселенной».
Раньше считалось, что вселенная состоит из вещества и энергии. Однако космологи предположили, что все состоит из информации, а вещество и энергия играют второстепенную роль. Много десятилетий это было всего лишь предположением. Неожиданное подтверждение пришло из области черных дыр. Оказалось, что количество информации зависит не от объема черной дыры, а от площади ее поверхности. Если две черных дыры сольются, то объем информации не увеличивается, а площадь поверхности остается такой же, как до слияния.
А что если вся наша вселенная подчиняется таким законам? «Теория, называемая голографическим принципом, утверждает, что Вселенная подобна голограмме: подобно тому, как луч света позволяет «записать» трехмерное объемное изображение на плоской пленке, так и воспринимаемая нами трехмерная вселенная записана на плоской поверхности». Выходит, что правы были древние египтяне, изображавшие мир богов плоским.
Неожиданность такого подхода сразу дает ответ на множество вопросов, которые космологам казались неразрешимыми.
Мир как информационная голограмма, где все сохраняется навсегда, дает надежду на реальное бессмертие в вечности. Это означает, что со временем мы сможем «прочитать» и эпоху Ивана Грозного, и ледниковый период. Информация не уничтожается, в отличие от вещества и энергии она вечна.
Представление древних о книге жизни, куда записано все прошлое, все настоящее и все будущее, получает вполне научное и современное подтверждение. Приоритет духовного, информационного над вещественным, материальным становится очевиден. В споре материалистов с идеалистами правы оказались идеалисты.
Получает, что как и мы можем «прочитать» прошлое и будущее человечества, так и нас могут «прочитать» из будущего, которое для тех, кто читает, уже далекое прошлое. Важны не физические и космологические подробности, а суть дела. Предложена принципиально иная картина мира, которая выглядит весьма достоверно и убедительно.
Разумеется, ужин и достоверная информация об ужине – это отнюдь не одно и то же, но статусом вечности обладает именно информация. Извлечь информации. Из потустороннего, плоского мира в объем – это и есть превратить или, вернее, воплотить в вещество и энергию.
Автор статьи – лауреат премии Ротшильда, но, если его гипотеза подтвердится, ему не избежать Нобелевской премии. Конечно, в реальности все не так просто. Возможно, что мы никогда не сможем снять со вселенского диска прошлую и будущую информацию. Тогда это прерогатива Господа Бога, если он есть.
Математики и фантасты создали миф о стране плоскатиков – двумерных людей, живущих только на плоскости и не замечающих объема. Плоскатик никогда не сможет прочесть этот текст, взглянув на него, как читатель, со стороны. Он будет ползать от буквы к букве, не понимая, что перед ним не прямая линия, а вполне осмысленный текст. Чтобы увидеть конфигурацию букв на плоскости листа, надо подняться над плоскостью.
И вот теперь выясняется, что мы, скорее всего, плоскатики, наконец-то научившиеся мысленным взором воспарить над плоской страницей и прочесть по слогам вечную книгу жизни.
Не удивительно, что именно израильский ученый создал такую стройную гипотезу. Ведь евреев всегда называли народом книги. Кроме того, модель плоской информационной вселенной, как бы свернутой в рулон, напоминает Тору.
На самом деле конфигурация вселенной очень сложна для описания. Неожиданностью оказалось то, что на плоскости умещается больше информации, чем в объеме. Это противоречит обыденному здравому смыслу. Но уже давно замечено, что во вселенной все устроено как-то не по-людски. Мир оказался одновременно и сложнее, и проще, чем предполагалось ранее. Во всяком случае, впервые удалось связать воедино микро- и макромир хотя бы в теории. Эйнштейн безуспешно пытался решить эту задачу 25 лет. Над этим наука бьется более полувека. Похоже, что сегодня мы не просто увидели свет в конце туннеля, но и получили возможность окинуть взором весь путь.
Лишний раз подтвердилось любимое изречение Эйнштейна: «Господь Бог изощрен, но не злонамерен». И второе, не менее известное его высказывание: «Самое удивительное в этом мире то, что он еще и познается нами». Наша вселенная оказалась книгой, и это значит, что все мы – буквы, которыми написано мироздание.




Другие статьи в литературном дневнике: