Василий Розанов.

Таня Даршт: литературный дневник

-"Ах, добрый читатель, я уже давно пишу "без читателя", – просто потому, что нравится. Как "без читателя" и издаю… Просто, так нравится...... С читателем гораздо скучнее, чем одному. Он разинет рот и ждет, что ты ему положишь? В таком случае он имеет вид осла перед тем, как ему зареветь. Зрелище не из прекрасных… Ну его к Богу… Пишу для каких-то "неведомых друзей" и хоть "ни для кому"…"
..................
Как будто этот проклятый Гуттенберг облизал своим медным языком всех писателей, и они все обездушелись "в печати", потеряли лицо, характер. Мое "я" только в рукописях, да "я" и всякого писателя. Должно быть, по этой причине я питаю суеверный страх рвать письма, тетради (даже детские), рукописи – и ничего не рву; сохранил, до единого, все письма товарищей-гимназистов; с жалостью, за величиной вороха, рву только свое, – с болью и лишь иногда.
...................
"Конец венчает дело"… показывает его силу, Боже, неужели договорить: "и показывает его правду"?.. Что же стало с "русской реформацией"?!! Один купил яхту, другой ушел в нумизматику, третий "разлетается по заграницам"… Епископы поспешили к местам служения, и, слышно, вместо былой "благодати" ссылаются на последний циркуляр министерства внутренних дел. Боже, что же это такое? Кое-кто ушел в сектантство, но посылает потихоньку статьи в "Нов. Вр.", не расходясь отнюдь с редакцией в остром церковно-писательском вопросе (по поводу смерти Толстого). Что же это такое? Что же это такое?
Казнить?
Или сказать с Тургеневым: – "Так кончается все русское"…


"Уединённое", 1912.



Другие статьи в литературном дневнике: