***

Наташа Александрова: литературный дневник


Понимание русской литературы невозможно вне православного контекста. Творчество русских писателей было глубоко укоренено в религиозной традиции, и именно полнота духовной жизни породила особенные свойства как русской литературы вообще, так и тех отдельных произведений , которые широко известны во всем мире. Те же писатели, которые, на первый взгляд,развивались как бы вне православной традиции, тем не менее, далеки от безразличного к ней отношения. Чаще всего при внешней видимости неприятия и отталкивания мы ощущаем в их творчестве внутреннюю тягу к религиии, подсознательное стремление к вере. Мятеж вызван жаждой любви и особенностями становления личности - так подростки бунтуют против власти родителей, но одновременно с этим чувствуют необходимость родительской опоры в жизни.



Великий физик Томсон,открывший в 1897 году электрон, Нобелевский лауреат по физике, учитель Резерфорда, говорил:" Не бойтесь быть независимыми мыслителями. Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога."



Был ли Базаров таким последовательным атеистом, каким принято его считать? Мировоззренческий кризис, приведший в результате к смерти (самоубийству? Не мог же врач не знать, чем грозит заражение трупным ядом), заключался не только в том, что Базаров романтически влюбился в Одинцову и страдал от неразделенного чувства. Это был, как принято сейчас говорить, системный кризис.


Разночинец-материалист начинает понимать, что сложность и многообразие форм бытия, разнообразие проявлений жизни не могут быть описаны и объяснены только материалистическими средствами. Как ученый, Базаров обладал определенными навыками и культурой мышления и не привык, в отличие от многих, ограничивать мысль какими бы то ни было рамками и авторитетными мнениями. "И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и всё. Я уже доложил Вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе. Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои".
Базаров - ученый - естественник. Его отношение к миру - это следствие орпеделенного типа мышления, которое выработалось за годы умственной деятельности, связанной с такими науками, как анатомия и физиология. Критерием истины для него являются наблюдения и эксперимент, признает он только эмпирическое знание."Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться загадочному взгляду? Всё это романтизм, чепуха, гниль, художество,"- говорит он Аркадию. Базаров не хочет признавать, что загадочным может сделать взгляд субъективное восприятие другого человека. Он отрицает сложность и неповторимую индивидуальность человеческой личности: "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой...". Здесь Базаров лукавит: если тело человека анатомически изучено в достаточной степени, то душу нельзя подвергнуть точному эксперименту и описать при помощи математических формул. Интуитивно он это понимает и чувствует определенную несостоятельность точных наук.


Но привыкшая к систематической работе, мысль Базарова не знает отдыха и волей-неволей ведет его к пониманию ограниченности эмпирического знания и к идее существования Высшей силы. Знаменательной в этом смысле является сцена спора с Аркадием у стога сена - одна из ключевых сцен романа.



Начинается эпизод описанием природы. "Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков.Всё молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки..."
Жаркий летний полдень, возможно, лучшее время для философских размышлений. Ленивая нега, расслабленность, полная слиянность с природой, ощущение избытка бытия в остановившемся полуденном знойном мгновении как нельзя лучше способствуют пониманию того, что существует в мире нечто таинственное , неподвластное ни человеческой воле, ни человеческому разуму.
"Некий жизни преизбыток/ В сонном воздухе разлит..."( Тютчев). Приставка пре- в слове "преизбыток" выражает не только грамматическое значение высшей степени - она как раз и воплощает то сверхматериальное, что интуитивно воспринимается человеком , но не всегда определяется им вербально.
Об этом же пишет Н. В. Гоголь в "Старосветских помещиках": "Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось Слышать голос, называющий вас по имени... Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве часто его слышал... День обыкновенно в это время был самый ясный и солнечный ; ни один лист в саду на дереве не шевелился, тишина была мертвая...ни души в саду; но. признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался её, как этой ужасной тишины среди безоблачного дня."
Ужасающая тишина среди безоблачного дня - это время и признак явления непостижимой для человека силы, дуновение иного измерения в привычном мире.


Недаром в самом начале разговора Базаров заводит речь о талисманах, а талисманы, как известно, связаны с мистикой. "Та осина,-заговорил Базаров,- напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что не скучал оттого, что был ребенком.Ну, теперь я взрослый, талисман не действует".
С осиной связано множество мистических поверий в языческой и христианской мифологии. Согласно христианским апокрифам осиновыми ветками хлестали Иисуса, из осины был якобы сделан крест, на котором Его распяли, и на осине же повесился Иуда, поэтому в христианской мифологии осина считается проклятым деревом. В языческой мифологии репутация осины отнюдь не лучше. Считалось, что осина - это дерево дьявола, красноватая древесина осины символизировала кровь черта, пролитую Богом, и, вообще, традиционно осина связывалась в сознании людей с нечистой силой: ведьмами, колдунами, злыми духами. Но в то же время осина служила и защитой от них: всем известно, что избавиться от вурдалака можно было, только вбив ему в сердце осиновый кол.
С другой стороны, осина считалась очень выносливым деревом, которое хорошо растет на любых почвах и способно противостоять любым условиям.В некоторых легендах его считали деревом, отводящим смерть,и связывали с мудростью.
Таким образом, осина символическими гранями своего образа связана с главным героем
" Отцов и детей" и во многом отражает его характер, судьбу и искания.



Чуткая детская душа остро ощущает таинственность мира, его глубину и сложность, которую взрослый человек бессознательно пытается отрицать, прибегая к обыденности объяснений, продиктованных практическим опытом. Но означает ли фраза Базарова о талисмане то, что талисман в самом деле не действует? Или он просто хочет убедить себя в этом?
В нем явно идет внутренняя борьба. Смятение духа, вызванное ощущением ничтожества человека, и все нарастающее понимание невозможности преодолеть это ничтожество без Высшей силы, желание бессмертия и осознание тупика материалистической концепции мира приводят его в неистовство. В споре с Аркадием (или это был спор с самим собой?) Базаров доходит чуть ли не до драки. Он ищет выход, но мысль в привычной системе координат не может найти ответа. Чтобы решить задачу, необходимо выйти за пределы ограниченной системы материализма. И Базаров подходит к самому её краю...
"Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня; и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет...А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже.. что за безобразие! Что за пустяки!"



Это высказывание Базарова созвучно фрагменту из книги Блеза Паскаля "Мысли":"Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной, которые заключают меня в себе,я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности,которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом..." На это сходство указал Батюто в статье "Тургенев и Паскаль". Но поскольку о религиозных взглядах Паскаля не принято было распространяться, вопрос не получил окончательного завершения.



Великий французский математик, физик, философ и литератор Блез Паскаль, один из основателей математического анализа, теории вероятностей, автор основного закона гидростатики, был глубоко верующим человеком. Пережив в 1654 году мистическое озарение, о котором написал в документе, названном биографами "Мемориалом" или "Амулетом"(с ним философ не расставался до самой смерти), Паскаль в поисках уединенной жизни поселился в Пор-Рояле. Здесь он работал над давно задуманной " Апологией христианской религии", которая мыслилась им как критика атеизма и утверждение веры. Сохранились многочисленные наброски, фрагменты, афоризмы, затрагивающие широкий спектр религиозных, философских и нравственных вопросов. После смерти Паскаля они были собраны и изданы под названием " Мысли о религии и других предметах", позже книга стала называться " Мысли".
Основной пафос книги - это, безусловно, убеждение читателей в существовании Бога, защита религии.
Является ли идентичность размышлений Базарова и великого христианского мыслителя Паскаля простым совпадением или это нечто большее? ( не завершено)





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.07.2022. ***