Архип Куинджи. Цель жизни -улучшить мир

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Цель жизни — улучшить мир. Архип Иванович Куинджи, русский художник.



Искусство Архипа Ивановича Куинджи покорило публику своим уникальным видением природы, атмосферными эффектами и гениальной колористикой.


Архип Иванович Куинджи был известен своей способностью передавать величественную красоту и вдохновляющую силу природы, создавая пейзажи, которые вызывают чувство глубины и загадочности.


Архип Иванович Куинджи, в раннем детстве осиротевший сын сапожника, был вынужден с малолетства зарабатывать себе на пропитание. Повзрослев, он приехал в Петербург с пустыми карманами, а к своим сорока годам стал миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования сначала потешались столичные снобы, Архип Иванович Куинджи неожиданно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста.
По своей сути идеалист. Архип Иванович Куинджи был уверен, что мир можно сделать лучше. И не жалел ради этой своей цели ни денег, ни времени, ни сил, ни здоровья. Великий Человек! Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а, скорее, революционными. Он ревностно опекал своих студентов. Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец.
Его ученик Николай Рерих вспоминал: «Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель - их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями ...»


Студенты боготворили Куинджи, академические результаты его мастерской были замечательными.


Последние годы.


За время добровольного затворничества художника его манера очень изменяется, эволюционирует. Становится спокойнее и свободнее. Куинджи увлекается написанием облаков на своих картинах (“Облако над степью”, “Облака”). Также интересует его тема закатов (“Закат в степи на берегу моря”, “Закат с деревьями”, “Закат”). Они становятся красочнее и экспрессивнее в сравнении с его ранним творчеством. Его работы начинают приобретать стилистику ХХ века.


В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям свои новые работы — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.


Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце.
Умер Архип Иванович Куинджи в возрасте 69 лет 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.


Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе вместе с К.Я.Крыжицким в ноябре 1908 года для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.



Другие статьи в литературном дневнике: