Научите детей говорить НЕТ

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

http://dzen.ru/a/ZNP1U_79JTk6nEcv




Детский психолог Виктория Мелихова.




Этот навык может сохранить ребенку жизнь: как сформировать
Сегодня
Почему важно учить слову "нет" с самых малых лет?


Рассмотрим ситуацию: перед нами послушная девочка, воспитанная на установках, что взрослым нельзя перечить, во всем нужно слушаться и уступать. И вот этой девочке уже лет 16, идет она по улице. А навстречу ей выходит взрослый дядя, который все время посматривает в ее сторону.



Он подходит ближе и что-то начинает говорить девочке. Она вынуждена поддерживать разговор, даже не смотря на то, что не очень хотела бы с кем-то общаться. В какой-то момент этот человек пытается взять за руку эту девочку, но она, уже даже осознавая, что ситуация выходит из-под контроля, не может даже закричать. Ведь она воспитанная, а хорошие девочки не кричат, не привлекают внимание. А взрослых нужно уважать, на них нельзя повышать голос. Да и возражать взрослым не очень-то и вежливо.


Дальше описывать не буду, думаю, каждый понимает, о чем идет речь. Ситуация крайне утрирована, но она помогает увидеть, насколько важно учить ребенка чувствовать, когда его границы нарушаются и говорить об этом окружающим.


Теперь представим, что эту девочку в детстве научили не просто не разговаривать с незнакомыми людьми, но и слушать себя, прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, понимать, что хочется, а чего нет. И если уж чего-то не хочется, то смело говорить "нет". Понимать, что прикасаться к ее телу без ее согласия не может никто, а если это правило нарушится, нужно кричать и звать на помощь.


В таком случае девочка уже на моменте попытки незнакомца завести разговор смогла бы почувствовать, что разговаривать ей не хочется и проигнорировала бы незнакомца, ускорила бы шаг, сказала бы, что не хочет разговаривать или позвала на помощь. Вряд ли бы дело дошло до прикосновений, но в таком случае девочка бы закричала, дала сдачи или убежала.


Вот несколько рекомендаций как научить ребенка чувствовать свои личные границы и защищать их?
1. Учите ребенка осознавать свои эмоции. Для этого называйте их в тот момент, когда ребенок их испытывает. "Ты злишься", "ты расстроился", "ты обрадовался" "ты удивился".


2. Уважайте свои личные границы и границы ребенка: вашу сумку без разрешения нельзя трогать никому, даже ребенку. Так вы даете ребенку пример защиты своего личного пространства. Взамен вы спрашиваете у ребенка разрешения поиграть его игрушкой.


3. Не заставляйте ребенка совершать что-то против его воли: делиться игрушками, есть суп через силу, целовать тетю, которую он видит во второй раз. В противном случае вы учите его подчиняться и не читаться со своими потребностями и ощущениями.


4. Объясните ребенку, что никто не может трогать его тело без его разрешения или разрешения родителей. Когда идете к врачу, объясните, что будет делать с ним врач и для чего. Объясните, что ни врач, ни учитель, ни тренер не имеют права трогать его тело без его согласия или согласия родителей. Если это произошло, надо срочно рассказать родителям.


5. Научите ребенка говорить о своих ощущениях. Пусть он скажет "мне это нравится", "я хочу это", когда речь идет о чем-то приятном для него. "Мне нравится есть мороженое", "я хочу, чтобы ты меня обняла". И особенно важно научить говорить о том, что не нравится. "Я не люблю суп и не буду его есть", "не трогай меня. мне неприятно".


6. Объясните ребенку, что если кто-то трогает его тело, берет за руку, отбирает вещи, обязательно нужно привлечь к себе внимание - самый простой способ - закричать.


Для практической отработки навыка поиграйте в игру:
вы превращаетесь в волка, а ребенок спокойно гуляет на полянке. Вот навстречу выбегает волк и хватает ребенка за руку. Предварительно объясните ребенку, что волк вовсе не дружелюбный персонаж и ребенок не давал согласие на прикосновение. Задача ребенка - как можно скорее закричать: "нет, отпусти меня".


Импровизируйте. Теперь волк просто подходит к ребенку и пытается что-то спросить. Задача ребенка - громко, четко и уверенно сказать "нет, я не хочу разговаривать" и отойти подальше.


Часто мы понимаем, как нужно поступить в той или иной ситуации, но теряемся, когда она наступает. Эта игра поможет ребенку отработать нужный навык, буквально научиться выговаривать нужные слова.


Автор статьи
психолог Виктория Мелихова.






Другие статьи в литературном дневнике: