Знаменитости, у которых было трудное детство

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

автор Анастасия Кузнецова

1. Знаменитости, которые были нежеланными детьми



К сожалению, некоторые дети появляются на свет нежеланными. Отражается ли этот факт на их судьбах? Попробуем найти ответ в биографиях знаменитостей, оказавшихся для своих родителей плодами «случайных» или «нежелательных» беременностей.



Психологи утверждают, что большинство детей, хотя бы недолго побывавших в статусе нежеланных, впоследствии становятся их клиентами – виной всему характерное для таких людей чувство одиночества и тревоги, неуверенность в себе, склонность к зависимостям. И все же многим из них удается не только доказать родителям, что те не зря дали им шанс на жизнь, но и добиться настоящего признания.


Леонардо да Винчи


Великий итальянский живописец, а также скульптор, музыкант, ученый, изобретатель и просто гений, опередивший время, родился в 1452 году вблизи городка Винчи (откуда и пошла его «фамилия»), недалеко от Флоренции. Его отцом был молодой преуспевающий нотариус Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина, служанка одной из харчевен.

Узнав о связи сына с бедной девушкой, дед будущего гения Антонио да Винчи почти сразу женил Пьеро на девушке из благородного семейства. Когда маленькому Леонардо исполнилось три года, его забрали в семью да Винчи, где он рос под присмотром деда, бабушки, отца и мачех. С матерью, которая довольно скоро умерла, мальчик виделся редко.


Пьеро да Винчи был женат трижды, но первые два его брака оказались бездетными, поэтому очень долго Леонардо был единственным ребенком в семье. Он получил хорошее воспитание и разностороннее образование. Отец безуспешно пытался приобщить мальчика к своему делу и, в конце концов, отдал его на обучение к знаменитому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккьо.


Здесь, в мастерской Верроккьо, четырнадцатилетний Леонардо вместе с другими молодыми людьми стал изучать изобразительное искусство и точные науки. Он прошел путь от подмастерья до ученика, и очень скоро превзошел своего учителя, а в двадцать лет был провозглашен «мастером».


Всю свою жизнь Леонардо да Винчи прожил в одиночестве. Сам он говорил об этом так: «Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе. Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше…».


Джек Лондон


Знаменитый американский писатель родился в 1876 в Сан-Франциско. При рождении ему было дано имя Джон Чейни. Его отец, известный в то время астролог Уильям Чейни, расстался с матерью еще до рождения сына. Он категорически не хотел ребенка и настаивал на том, чтобы его подруга, учитель музыки Флора Веллман, прервала беременность. Эксцентричная Флора даже пыталась покончить с собой, но безуспешно – к счастью, она дала жизнь будущему писателю.


Материнство не слишком захватило молодую женщину. Почти полностью переложив заботу о малыше на няню Дженни Прентис (которая осталась другом писателя на всю жизнь), она принялась искать нового спутника жизни. Когда мальчику было около восьми месяцев, Флора вышла замуж за многодетного вдовца и ветерана Гражданской войны Джона Лондона. После свадьбы она забрала сына к себе, теперь он так же, как и отчим, стал Джоном Лондоном. Правда, приблизительно в восьмилетнем возрасте Джон выбрал себе новое имя – Джек, и с тех пор только так позволял себя называть.


Сыном Флора по-прежнему занималась мало, все больше – реализацией собственных авантюрных планов быстрого обогащения. Семья Лондонов (а в ней теперь жили и две младшие дочери Джона-старшего) жила бедно. В стране царил экономический кризис.


Еще ребенком Джек начал тяжелым трудом зарабатывать на жизнь, принеся в жертву школьное образование: с 11-ти лет он продавал газеты, с 13-ти – нелегально ловил устриц. Когда будущему писателю было 15, его отчим попал под поезд и сильно покалечился – Джек стал единственным кормильцем семьи. Он подрабатывал грузчиком, кочегаром, рабочим на консервном заводе, плавал матросом на зверобойном судне. Неудивительно, что при такой жизни он быстро «научился» пить наравне со взрослыми «коллегами».


Несмотря на то, что Джек с ранних лет обожал своего отчима, он долго не оставлял надежды познакомиться с биологическим отцом. Он писал Уильяму Чейни письма, однако тот снова и снова отказывался от сына, отрицая родство.


С 23 лет Джек начал серьезно заниматься литературой. Впоследствии, публикуясь в популярных журналах, он стал одним из самых высокооплачиваемых писателей Америки, однако в целом назвать его судьбу счастливой все же трудно.


Мария Каллас


Великая оперная певица, обладавшая редким драматическим даром, родилась в 1923 году в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Девочку назвали Мария Анна София Кекилия Калогеропулу, позже ее имя было сокращено до Марии Каллас. Незадолго до рождения девочки скончался от тифа ее трехлетний братик, и раздавленная горем мать, надеявшаяся родить еще сына, с огромным разочарованием восприняла рождение дочери – четыре дня она не смогла заставить себя даже подойти к новорожденной.


Мария с детства знала, что она нежеланный ребенок, и чувствовала себя обделенной материнской любовью. Обида на мать усугублялась тем, что та заметно выделяла свою старшую дочь Джекки. По словам Марии, «Джекки была красива, умна и общительна», сама же будущая певица была полной, неуклюжей, близорукой и замкнутой девочкой. Во всяком случае, таковой она себя ощущала.


В шестилетнем возрасте Мария попала под машину, после чего пролежала в коме двенадцать дней и чудом выжила. Правда, и после этого отношение к ней матери оставалось прежним. Зато, обнаружив у дочери талант, она с рвением стала развивать его. «Я вынуждена была репетировать заново и заново до полного изнеможения, – позже вспоминала Мария. – Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят».


В 14 лет Мария, после того как ее родители развелись и мать привезла дочерей в Грецию, поступила в Афинскую консерваторию. На курсе она была младше и объективно талантливее всех. В 16 лет она завоевала главный приз в консерваторском выпускном конкурсе, а в 18 уже дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в опере Пуччини. В это время она весила около 80 кг, и это был не предел – дефицит любви и неуверенность в себе, которая преследовала ее всю жизнь, певица попросту «заедала».


Позже волевая Мария Каллас усовершенствовала свою фигуру. Истязая себя жесточайшей диетой, она превратилась в ту несравненную оперную диву, объект восхищения миллионов, какой ее помнят по сей день. Став знаменитой, Мария полностью прекратила какие-либо отношения с матерью. Личная жизнь певицы была полна трагизма.


Стив Джобс


Американский предприниматель и революционер в области персональных компьютеров Стивен Пол Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Его родителями были не состоявшие в браке студенты – эмигрант из Сирии Абдулфаттах Джандали и девушка из семьи немецких эмигрантов Джоан Шибле. Отец Джоан был категорически против брака 23-летней дочери с молодым человеком из Сирии, и она решилась отдать сына на усыновление.


«Моя биологическая мать хотела, чтобы меня усыновили выпускники колледжа. И все было готово, чтобы меня взяли юрист и его жена. Но когда я родился, эта семья вдруг решила, что хочет дочку. И вот однажды среди ночи моим родителям позвонили и сказали: «У нас тут неожиданный младенец… Мальчик. Хотите его?» Они сказали: «Конечно»», – так комментировал Стив судьбоносный эпизод своей жизни.


Мальчика усыновила чета Джобсов. Клара работала бухгалтером, а Пол – автомехаником в финансовой компании. Они любили Стива как родного, усердно занимались его воспитанием и баловали его, несмотря на довольно скромные доходы. Мальчик отвечал им нежной привязанностью. Уже будучи взрослым, Стив всегда подчеркивал, что считал их не приемными, а настоящими родителями на 100%.


Чтобы обеспечить сыну образование, отец занимался ремонтом старых машин на продажу, оборудовав мастерскую в собственном гараже – так Стив смог поступить в колледж, в котором, правда, не доучился. Бросив учебу, а затем и уехав от родителей, Джобс сконцентрировался на том, что его действительно увлекало. Позже, став по-настоящему успешным и знаменитым, он говорил: «Я знал, что меня усыновили, и чувствовал себя более независимым, но никогда – брошенным. Я всегда верил, что я особенный. И мои родители поддерживали во мне эту веру».



2. Знаменитости, у которых было трудное детство



Все родители мечтают вырастить своих детей успешными людьми и прикладывают массу усилий, чтобы помочь им в развитии способностей. Только вот успех зачастую приходит вопреки обстоятельствам.



Психологи любят повторять, что почти все проблемы взрослых людей родом из детства. Согласны с ними и ученые, доказавшие вред детских стрессов и психотравм для здоровья. Возможно, правы и те, и другие. Однако неизвестно, добились бы такого успеха сегодняшние наши герои – бесспорно выдающиеся личности – не испытав трудностей и лишений в юные годы.


Людвиг ван Бетховен


Гениальный композитор Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне в бедной семье. Его мать родила семерых детей, из которых выжили трое сыновей, и Людвиг был старшим из них. Отец будущего гения, Иоганн ван Бетховен, был человеком музыкально образованным и одаренным. Одно время он зарабатывал обучением музыке детей из семей аристократов и вполне мог обеспечивать семью. Но пьянство испортило Иоганну репутацию и загубило его карьеру. Почти все свои скудные заработки он попросту пропивал.

Детство Луи (так называли Бетховена в семье) прошло в крохотной – пять шагов в длину – полутемной комнатке на чердаке. Мальчик с самых малых лет, играя, импровизировал на клавесине. Заметив интерес сына к музыке, Иоганн решил серьезно заняться его обучением, и поставил перед собой высокую цель – вырастить второго Моцарта. Он практически одновременно пригласил к мальчику учителей по клавесину, органу, скрипке и флейте.


Отец Бетховена жестко контролировал процесс обучения, заставляя сына заниматься до изнеможения, без права на отдых и детские развлечения.


Излюбленными методами отца были принуждение, побои и таскание ребенка за волосы. Примечательно, что композиторские устремления Людвига, которые трудно было не заметить, Иоганн пресекал, считая блажью. Общему образованию сына он так же придавал мало значения, но зато возлагал на него надежды как на кормильца семьи.


С 13-ти лет Луи практически полностью содержал семью. И если бы не один из учителей Бетховена, композитор и органист Кристиан Неефе, который поспособствовал не только развитию в мальчике таланта композитора, но и получению им общего образования, мировое музыкальное наследие, возможно, многого бы лишилось.


Успех и признание пришли к Бетховену, когда ему было около 25 лет. Через несколько лет к нему подкралась прогрессирующая глухота, на фоне которой он создал свои самые известные произведения. «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград», – говорил великий композитор. Жизнь он прожил в одиночестве.


Архип Куинджи


Будущий великий художник родился в 1842 году в предместье Мариуполя в семье бедного сапожника греческого происхождения. Архипу не было и шести лет, когда он остался круглым сиротой – его родители умерли один за другим. Сироту взяли на воспитание родственники покойного отца – такие же бедные. С их помощью к десяти годам мальчик кое-как освоил грамоту – сначала у полуграмотного учителя-грека, затем в местном приходском училище. Учиться Архипу не нравилось, успевал он плохо, а на уроках преимущественно рисовал.


На этом школьное образование Куинджи закончилось: будущий гений пас гусей, затем его определили к строительному подрядчику, у которого Архип должен был вести учет кирпича. Для этого мальчику выдали карандаш и книгу, которую он изрисовал от начала до конца. Немногим позже, будучи уже прислугой у хлеботорговца, юный художник настолько удивил окружающих своими рисунками, что ему посоветовали отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому.


14-летний юноша пошел в Феодосию пешком и пробыл там несколько месяцев, растирая краски для маститого художника или перекрашивая по его поручению забор. Вернувшись в Мариуполь, Куинджи устроился к фотографу ретушером.


Затем в жизни художника-самоучки были две неудачные попытки поступления в Академию художеств, посещение ее в качестве вольного слушателя, бедность, полуголодное существование и наконец – громкий успех.


Жизнь Архип Куинджи заканчивал знаменитым живописцем, богатым человеком, профессором Академии художеств, воспитавшим благодарных учеников.


Антон Павлович Чехов


Будущий классик мировой литературы родился в 1860 году в Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова. Антон был третьим из шестерых детей.


Семья Чеховых была патриархальной и очень религиозной. Сам бывший крепостной, Павел Егорович искренне стремился дать детям разностороннее образование. При этом он совершенно не щадил их, нагружая работой в лавке. В ней Антон провел большую часть своего детства, с интересом наблюдая за людьми и подмечая характеры, но совсем не успевая выполнять домашних заданий – лавка работала с 5 утра до 11 вечера.


Конец дня семья традиционно посвящала совместному пению. Если это были спевки для церковного хора, которым вдохновенно руководил Павел Егорович, то они могли продолжаться до глубокой ночи. Выходных у детей не было, суббота и воскресенье посвящались пению на клиросе и той же бакалейной лавке. Дети страдали от усталости, недосыпания, но еще больше – от жестокости отца.


Павел Егорович обладал крайне деспотичным характером. В семье царила железная дисциплина, а унизительные телесные наказания для вразумления детей были обычной, чуть ли не повседневной практикой. Однажды маленький Антон, познакомившись с гимназистом, которого по его словам не секли дома, не мог ему поверить, а в чем-то провинившийся его семнадцатилетний брат Иван так кричал во время порки, заданной ему отцом, что на шум сбежались соседи.


Позже Антон Павлович писал об этом: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать», и еще: «В детстве у меня не было детства».


Интересно, что «к писаниям Антона», по словам брата Чехова, Павел Егорович относился с «досадой и глумлением». Однако главное желание отца исполнилось: все дети Чеховых, кроме Ивана, получили высшее образование. Каждый из них вырос приличным человеком и оказался достаточно успешным в своей области.


Чарли Чаплин


Один из лучших комиков в истории мирового кинематографа, режиссер и композитор Чарльз Спенсер Чаплин родился в 1889 году в Лондоне в семье бедных артистов мюзик-холла. Через некоторое время после рождения Чарли его отец с матерью разошлись. Чарли и его брат Сидни остались с матерью, Ханной Чаплин. Когда будущему комику было пять лет, его мать потеряла голос и не смогла больше выступать на сцене. Семья стала по-настоящему бедствовать.


«Мы жили в нищенской комнатушке и большей частью впроголодь. Ни у меня, ни у Чарли не было башмаков. Помню, как мать снимала с ног туфли и отдавала их тому из нас, чья очередь была идти за даровой похлебкой для бедняков», – впоследствии вспоминал Сидни.


Вскоре Ханна заболела и оказалась в психиатрической клинике. Выйдя оттуда, она до конца жизни прятала по углам сухарики и время от времени теряла память. Это стало большой трагедией для любящих ее сыновей, за время отсутствия матери научившихся зарабатывать себе на жизнь. Чарли не гнушался никакой работой – продавал газеты, клеил игрушки, работал помощником стеклодува и даже учителем танцев.


В 14 лет он получил место в небольшом лондонском театре. Больше всего на свете он боялся, что откроется его абсолютная неграмотность – текст роли он учил на слух со слов брата. Целеустремленный мальчик занялся самообразованием и через несколько лет уже был не только грамотным, но и очень эрудированным молодым человеком. Кроме того, он упорно занимался музыкой, не оставляя занятий до конца жизни.


Сначала Чарли Чаплин стал известен как актер, затем он начал ставить фильмы сам. Постепенно к нему пришли большие гонорары и ошеломительный успех. Однажды самый смешной актер в мире (каким был признан Чарли Чаплин) сказал: «Жизнь – это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали».


Галина Вишневская


Будущая знаменитая оперная певица Галина Вишневская родилась в 1926 году в Ленинграде. Мать без терзаний отказалась от недоношенной девочки, когда той было шесть недель от роду. Маленькую Галю выхаживала, а затем и воспитывала – бабушка.


Когда девочке было четырнадцать, началась Великая Отечественная война, а потом – и блокада Ленинграда. Через полтора года бабушка умерла, получив сильный ожог у печки-буржуйки, и Галя осталась одна в пустой квартире. По Дороге жизни она не поехала: «Не то чтоб была на то какая-то разумная причина – видно, подступило уже равнодушие, безразличие к своей реальной судьбе…».


Если бы не вовремя случившийся обход комиссии, обнаружившей Галину едва живой в холодной комнате, то мировая оперная сцена лишилась бы одной из своих ярчайших звезд.


Уникальный голос Галины Вишневской и абсолютный музыкальный слух позволили ей стремительно взлететь на вершину славы. Но, безусловно, не только они. «Жизнь научила меня всегда быть готовой за себя постоять, и с годами эта необходимость превратилась в потребность создать свою собственную крепость, быть независимой, недосягаемой», – писала Галина Павловна в своей книге.
http: // deti. mail. ru /family/znamenitosti-u-kotoryh-bylo-trudnoe-detstvo/



Пять выдающихся троечников

Хорошая учеба – дело полезное, но, увы, она не является ни показателем выдающихся способностей ребенка, ни гарантом его успеха в будущем. И, напротив, в рядах неприметных учеников часто скрываются дети с нестандартным мышлением, а иногда и настоящие гении.


Низкая успеваемость в школе далеко не всегда говорит о том, что ребенок бездарен. Вполне возможно, он по какой-то причине не мотивирован на учебу, имеет сложности с концентрацией внимания или расплачивается плохими отметками за неудовлетворительное поведение. Нельзя исключать и вероятность того, что в отстающем ученике дремлет непризнанный гений, которому нестерпимо тесно в рамках школьной программы. Известно, что именно среди детей, имеющих посредственные успехи в учебе, процент нестандартно мыслящих, креативных личностей выше, чем среди круглых отличников. Чтобы не быть голословными, приведем примеры по-настоящему выдающихся людей, способности которых были оценены по достоинству намного позже, чем в школьные годы.


Александр Сергеевич Пушкин


Величайший русский поэт Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, элитном учебном заведении для детей дворян, куда он поступил в возрасте 12 лет (до этого юный Александр обучался на дому гувернерами). В лицее раскрылся поэтический дар Пушкина, о котором почти мгновенно стало известно в широких литературных кругах. Но несмотря на явную одаренность и феноменальную память, учился начинающий поэт более чем посредственно. С увлечением занимался он только теми науками, что были ему по душе, остальными же попросту пренебрегал.

Более всего Александр любил русскую и французскую литературу, историю, а также преподаваемые харизматичным профессором А.П. Куницыным нравственность и логику. Пушкин уважал Куницына и был его благодарным учеником, однако даже на его занятиях мало что записывал, никогда не повторял уроков и отвечал всегда без подготовки.


В характеристике, данной поэту Куницыным, написано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие». Сохранились и другие воспоминания современников о лицеисте Пушкине: «В русском и латинском языках. Памятлив, но невнимателен и не прилежен. Успехи посредственны», «В математике. Способности редко употребляет в дело, развлечен, успехи недовольно приметны», «В немецком языке. Ни способности, ни прилежания».


Знаменитый Царскосельский лицей Пушкин окончил в 1817 году. В общем табеле об успеваемости из двадцати девяти выпускников он оказался на двадцать шестом месте, показав успехи лишь «в российской и французской словесности, также в фехтовании».


Альберт Эйнштейн


Наверное, нет человека, который бы не слышал о том, что Альберт Эйнштейн – великий ученый, положивший начало развитию современной физики, очень плохо учился в детстве. И хотя «неуспехи» гения обычно сильно преувеличиваются, его пример служит утешением для многих родителей.


Маленький Альберт не был обычным ребенком. Он родился с очень большой головой, сплюснутой по бокам, а подрастая, проявлял явные странности в поведении: часто сидел в одиночестве, забившись в уголок, был очень медлительным и вообще ничего не говорил не то до четырех, не то до шести лет. Когда же будущий ученый произнес свои первые слова, оказалось, что его речь вполне сформирована. Если верить историку Отто Нойгебауеру, это произошло так: «Наконец, когда на стол подали ужин, он нарушил молчание и сказал: «Суп слишком горячий». Вздохнув от облегчения, родители спросили его, почему он до этого молчал. Альберт ответил: «Потому что до этих пор все было в порядке».


Вопреки расхожему мнению относительно неспособности Эйнштейна к обучению, будущий ученый быстро схватывал материал по большинству предметов. Успеваемость гения страдала лишь из-за нежелания подчиняться авторитарным преподавателям и механически зазубривать материал. «Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор», – вспоминал Эйнштейн впоследствии. Между тем он много времени уделял самостоятельным занятиям, которые и привели его в ряды наиболее выдающихся личностей за всю историю человечества.


Генри Форд


Инженер-самоучка, промышленник, революционер в деле автомобильного производства, воплотивший в жизнь «американскую мечту», Генри Форд родился в семье фермеров в провинциальном городке штата Мичиган. Генри был старшим ребенком в многодетной семье, и его отец возлагал на сына большие надежды как на продолжателя фермерской династии. Мальчик же ненавидел физический труд и с малых лет задумывался о том, что неплохо было бы его как-то механизировать.


Генри обладал огромной страстью к механике. Любые механические игрушки, часы и прочие приборы разбирались им и собирались заново по нескольку раз. В 12 лет мальчик уже оборудовал себе мастерскую, где проводил все свободное время. Правда, в сельской приходской школе будущий «отец автомобильной промышленности» учился неохотно и откровенно плохо (исключение составляла математика). В 15 лет Форд ушел из дома и устроился на завод. Высшего образования он не получил и всю жизнь писал с грубыми ошибками. Впрочем, это не помешало ему не только стать миллиардером, но и по сей день оставаться одним из самых цитируемых людей в мире. Одна из цитат как нельзя лучше отражает его отношение к образованию и саморазвитию: «Время не любит, когда его тратят впустую».


Дмитрий Иванович Менделеев


Выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев родился в многодетной семье директора гимназии. Он был младшим у своих родителей и семнадцатым по счету ребенком, хотя несколько из его старших братьев и сестер умерли в младенчестве.
В свои первые гимназические годы Дмитрий учился неважно: наиболее часто в его табеле встречалась оценка «посредственно». Юный Менделеев был мальчиком с живым темпераментом и противился рутинной «зубрежке», из-за которой он больше всего не любил латынь и Закон Божий. По его собственному признанию, к классической школе он сохранил отвращение на всю жизнь. Однако это не помешало ему вполне прилично окончить школу и поступить в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге.


На первом курсе института по всем предметам, кроме математики, Дмитрий получил оценку «неудовлетворительно». Вероятнее всего, это можно объяснить его слабым здоровьем, расстроившимся в петербуржском климате, и вынужденными пропусками занятий, потому что позже успехи будущего гения заметно улучшились.


Агата Кристи


Английскую писательницу Агату Кристи (урожденную Миллер) недаром называют «Королевой детектива», ведь она относится к числу наиболее публикуемых литераторов за всю историю человечества, ее книги переведены более чем на 100 языков, а имя известно каждому.


Миллеры были состоятельными выходцами из Соединенных Штатов, поселившимися в собственном имении в английском графстве Девоншир. Родители старались дать хорошее домашнее образование всем своим детям – сыну и двум дочерям, младшей из которых была Агата. Надо сказать, что в семье будущая писательница считалась не очень сообразительным ребенком – при ответах на вопросы она почти всегда терялась и запиналась, но зато могла часами разговаривать сама с собой, играя с любимой игрушкой – обручем. Агата рано начала читать, много времени проводила за книгой, однако ее отношения с грамматикой не задались с самого начала: «Каждый день я занималась также орфографией, исписывая целые страницы трудными словами. Думаю, некоторую пользу эти упражнения мне принесли, но я всегда писала с кучей ошибок и делаю их по сей день».


Чтобы воспитать из Агаты настоящую леди, в 15 лет ее отправили в парижский пансион, где она продержалась всего несколько месяцев, «отметившись» двадцатью пятью ошибками в диктанте и обмороком перед школьным музыкальным концертом, на котором она должна была выступать. Затем была парижская школа мисс Драйден, где будущая писательница серьезно занималась игрой на фортепиано и даже подавала определенные надежды, которым не суждено было сбыться: ей мешал панический страх перед сценой – она никогда не могла справиться с волнением на публике и «проваливала» каждое свое выступление.


Как мы видим, истинный талант все равно пробьет себе дорогу, и плохая успеваемость не является для этого помехой, правда, есть одно «но», необходимое для его развития. Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».


http :// deti. mail. ru/ teenager/velikie-troechniki-vsem-li-vazhno-horosho-uchitsya/



















Другие статьи в литературном дневнике: