В искусстве нахалом быть нельзя.

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Рассказы о Фёдоре Ивановиче Шаляпине (1873-1938).



Автор: А.Л. Лесс.
Thu, 23 Aug 2007, 10:34.



Концерт в магазине.



Не счесть комичных приключений и забавных историй, происходивших с Шаляпиным. Вот одна из них.


Федор Иванович, приехав на несколько концертов в Берлин, встретил на улице известного дирижера Александра Борисовича Хессина. Они хорошо знали друг друга по Петербургу, и их отношения отличались неизменной доброжелательностью.


Шаляпин уговорил Хессина пойти с ним в магазин, помочь выбрать обувь. Долго и придирчиво Шаляпин примерял то ботинки, то туфли, прицениваясь и отвергая одну пару за другой. Прошло довольно много времени, а он так и не мог подобрать то, что хотел.


— Пойдем в соседний магазин, Федор Иванович!— предложил Хессин, начавший уже тяготиться своей «миссией».


Но Шаляпин продолжал настойчиво требовать все новые коробки. Продавцы в недоумении поглядывали на элегантно одетого господина, искренне сожалея, что им не удается удовлетворить его желание.


Когда терпению Хессина пришел конец, случилось невероятное: Шаляпин начал петь:


Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой...


Он пел, казалось, для себя, не обращая ни на кого ни малейшего внимания.


Тотчас из кабинета выбежал перепуганный хозяин. Он сразу узнал в этом покупателе знаменитого певца и застыл в восторженном изумлении. Окончив петь, Шаляпин направился к выходу, но хозяин задержал его и, рассыпаясь в комплиментах, сказал:


— Вы оказали мне величайшую честь, герр Шаляпин, и я прошу принять в подарок две пары ботинок — самых красивых, самых модных, самых прочных...


Федор Иванович царственным жестом взял из рук хозяина две коробки и вышел. — Ну, чем не гонорар, как ты думаешь, Александр Борисович? — спросил Шаляпин и озорно улыбнулся.


Хессин ничего не ответил, — он все еще не мог прийти и себя от шаляпинского экспромта. На следующий день газеты сообщили о концерте знаменитого русского баса в обувном магазине.


— Вот дурачье! — мрачно проговорил Шаляпин, прочитав «сенсацию».— Я ведь для себя пел!.. Просто страсть как захотелось петь...


Некоторое время этот магазин был самым популярным в Берлине. Хозяин с лихвой окупил затраты.



Сеанс гипноза


Вскоре после того, как Мариинский театр перестал именоваться Императорским, актеры создали так называемую «Корпорацию артистов-солистов». Эта «Корпорация» ставила своей целью привлечь артистов к участию в общественной жизни и обсуждению различных творческих вопросов, связанных с деятельностью театра.


Председателем «Корпорации» был избран баритон П.3. Андреев, его заместителем — бас П. Я. Курзнер, секретарем — баритон Е. Г. Ольховский.


Шаляпин, будучи первым «красным» управляющим и художественным руководителем театра, решил поставить оперу Серова «Вражья сила».


Артисты скептически отнеслись к замыслу Шаляпина.


— Не такая это уж замечательная опера! — говорили они. Тем не менее репетиции начались.


Во время одной из репетиций Шаляпин заметил Андрееву — исполнителю партии Петра: — Павел, ты же играешь русского купца, а образа-то — никакого!.. Неужели ты не понимаешь, кого поешь?..


Андреев обиделся, ушел с репетиции и заявил, что с Шаляпиным петь не будет.


На следующий день Федор Иванович резко сказал двум тенорам-компримариям:


— Пойте форте!.. Вы все время поете пиано, когда вас и в форте-то не слышно!.. Затем он придрался к меццо-сопрано Самариной, исполнявшей партию Груни, упрекнув ее в том, что она вяло и неохотно выполняет его режиссерские указания.


А несколько позже Шаляпин стал критиковать все мизансцены балета, поставленного Преображенской. Она тут же подала заявление об уходе из театра.


Каплей, переполнившей чашу терпения артистов, была стычка Шаляпина с дирижером Якобсоном. Он дирижировал оперой «Алеко», которую ставил Шаляпин и в которой пел заглавную партию. — Положите палочку!— сказал Шаляпин. — Они,— Федор Иванович указал на оркестрантов,— сами сыграют лучше!..


«Корпорация» обсудила неэтичные поступки Шаляпина и решила обратиться к нему с письмом.


— И представьте,— рассказывал мне Ольховский, — это письмо, как бывший юрист, должен был написать я! Долго корпел я над текстом, придумывая обороты, изощряясь в выражениях, чтобы неосторожным словом не обидеть Шаляпина и не задеть его самолюбия. Помню, в письме было сказано, что все артисты глубоко скорбят по поводу того, что в последнее время атмосфера в театре омрачилась в результате ряда некорректных поступков Шаляпина. Заканчивалось письмо пожеланием, чтобы Федор Иванович урегулировал свои отношения с коллегами. Но сочинить письмо означало только половину дела. Кто отважится вручить его Шаляпину?! Выбор пал на Курзнера и на меня. Кстати сказать, нам стало известно, что Шаляпин в курсе предпринятой «акции». Тем более рискованной представлялась нам поездка к нему. Но если бы мы знали, что нас ожидало?!


Встретил нас в бухарском халате сам Шаляпин.


— О, дорогие друзья мои! — воскликнул Федор Иванович и, расцеловав, пригласил в гостиную. Не прошло и нескольких минут, как на столе появились дорогие вина и изысканные по тому трудному времени блюда.


Шаляпин не дал нам даже рта открыть. С места в карьер он стал рассказывать различные истории из своей жизни. Он говорил об уроках пения у Усатова, о первых выступлениях в Тифлисе, о триумфах, которыми сопровождались его гастроли за границей, о встречах со знаменитыми певцами и дирижерами. Он говорил ярко, увлекательно, с присущим ему юмором, сопровождая рассказы мимикой и жестами.


Прошло уже часа два, как мы сидели у него, а приступить к делу так пока и не смогли. Шаляпин был в этот день прост, обаятелен и остроумен. Он обворожил нас. Подливая вино и угощая, он продолжал рассказывать о своих замыслах, рисовал заманчивые планы работы театра, говорил о новых постановках...


Мы слушали его, что называется, затаив дыхание, не рискуя перебить, — так это было очаровательно и интересно.


Прошел еще час, а он все говорил, говорил, говорил...


В гостиную вошла его жена — Мария Валентиновна.


— Федор! — сказала она строго. — У тебя завтра спектакль. Помолчи!..


Услышав эти слова, мы тут же оделись, простились и ушли, унеся с собой... письмо. Выйдя на улицу, Курзнер с досадой плюнул в снег.


— Ну, что ж ты не передал письмо? — спросил он.


— А ты, почему не передал? — ответил я вопросом.


— Он загипнотизировал нас, как кроликов! — мрачно пробасил Курзнер. Мы пришли в театр, вызвали курьера, он тут же отвез письмо и вручил его лично Шаляпину. Вечером в театр приехал Шаляпин. Он был расстроен и удручен. Встретив за кулисами Самарину, Федор Иванович подошел к ней, поцеловал руку и сказал:


— Голубушка, простите меня ради всего святого! Вы обиделись на меня... Да разве я хотел вас обидеть?!


Затем он извинился перед Преображенской, перед Якобсоном, перед тенорами-компримариями. Пробовал он извиниться перед Андреевым, но Андреев — крепкий орешек — не захотел с ним говорить.


Правда, через два месяца инцидент и с Андреевым был прочно забыт, и он пел во «Вражьей силе», и спектакль прошел с огромным успехом. Но главный успех выпал, конечно, на долю Шаляпина, который пел и играл, как бог...




В «Фаусте» с Шаляпиным


У меня — гость: бывший солист «Частной оперы» Зимина, баритон Сергей Иванович Разуваев. Со стариковской словоохотливостью он рассказывает о «близком далеком», и я чувствую, как волнуется мой собеседник, вспоминая свою сценическую карьеру, в которой, по его словам, «были шипы и розы, тернии и лавры». Вот он бережно вынимает из потертого кожаного портфеля пожелтевшую программу: его фамилия напечатана рядом с Шаляпиным.


— Когда это было?— спрашиваю. — Неужели и с Шаляпиным пели?


— Пел.


— Не расскажете ли?


— Извольте... Расскажу, как на духу, истинную правду... Этот спектакль — особенный в моей жизни, и рассказ о нем требует, так сказать, последовательности изложения... Поэтому слушайте и не перебивайте... Было это в 1920 году, в апреле. Сижу дома, отдыхаю, вдруг — телефонный звонок. Сообщают из дирекции, что завтра идет «Фауст» с участием Шаляпина, и я пою Валентина... Петь с Шаляпиным — честь для любого артиста. Но меня это известие скорее испугало, чем обрадовало. Я был молод тогда, в опере пел всего четыре года, к тому же, по рассказам товарищей, хорошо знал нрав Шаляпина, его требовательность к себе, к партнерам. Но делать было нечего. Одеваюсь, еду к нему на Новинский, рекомендуюсь, и минут через пять появляется сам Федор Иванович. Я прошу его прорепетировать со мной мизансцены, а он говорит:


— Я устал и репетировать не буду... А зачем, собственно, репетировать? Следи за мной и мне не мешай!..


С тем я и уехал.


В театр я пришел за два часа до начала, оделся, загримировался, попробовал голос — звучит! Сижу в своей уборной, томлюсь ожиданием — самое тяжелое для певца ждать своего выхода!.. А голову сверлит мысль: как я буду петь с Шаляпиным и без репетиции?! Начался спектакль.


Куплеты о золотом тельце Шаляпин спел блистательно, публика потребовала повторения, и Федор Иванович спел «на бис». Первую сцену с Мефистофелем я провел, как видно, хорошо, и Шаляпин, покровительственно хлопнув меня по плечу, похвалил. Заклинание цветов он тоже бисировал. Вообще весь вечер Федор Иванович был предметом восторгов публики, которая в то время любила оперу, понимала в ней толк и всегда справедливо выносила приговор. В третьем акте, после знаменитой серенады «Выходи, о, друг мой нежный...» публика устроила Шаляпину овацию, и снова настойчиво потребовала повторения. И Федор Иванович бисировал! Второй раз он спел лучше, и это послужило поводом к овации еще более восторженной. За вторым «бисом» последовал третий...


Я стоял в кулисе, готовый к выходу, и не мог решить: выходить или не выходить? И вдруг Шаляпин, приблизившись ко мне, прошипел:


— Чего стоишь?.. Выходи, вступай!.. Нешто я двужильный?!


— Как вступать, Федор Иванович?— пролепетал я,— Меня и слушать-то никто не станет. Да и оркестра не слышно, в тон не попаду!..


— Выходи, вступай!.. Там разберемся!..


Я вышел и запел. Но в шуме все еще аплодировавшего зала не расслышал оркестра и вступил не в тон. Шаляпин через несколько тактов выручил меня, и вскоре мы действительно разобрались.


Окончился акт, и Федор Иванович сказал:


— Уж больно ты робок, Сергей!.. В искусстве нахалом быть нельзя, но нельзя быть и трусом! Надо быть находчивым и смелым!..


— А сами-то вы как волнуетесь! — сказал я. — А почему? Ведь вы так великолепно владеете голосом, телом, жестом, мимикой?!


— Отвечу тебе просто: если я спою хорошо, это значит — плохо, если я спою отлично,— это так себе...


— А как же вы должны петь?


— Как Шаляпин!.. Понимаешь?!


Адресс статьи: http://www.pravmir.ru/article_305.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.09.2010. В искусстве нахалом быть нельзя.