110. В. Немирович-Данченко о Н. Гумилёве

Евгений Говсиевич: литературный дневник

I10. В.НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО о Н.ГУМИЛЕВЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гнедич Н.И. «Николай Гумилёв в воспоминаниях современников» - М.: «Книга по требованию», 2013.


• В этот раз, повторяю, накануне своего ареста, Гумилёв еще раз заговорил о неизбежности уйти из России.
- «Ждать нечего. Ни переворота не будет, ни Термидора. Эти каторжники крепко захватили власть.


Они опираются на две армии: красную и армию шпионов. И вторая гораздо многочисленнее первой.


Я удивляюсь тем, кто составляет сейчас заговоры... Слепцы, они играют в руки провокации.


Я не трус. Борьба моя стихия, но на работу в тайных организациях я теперь бы не пошёл»… И узнав о том, что Гумилёв взят в Чека, я ничего не понял.


• И этого поэта, поэта-рыцаря, уходившего душою в фата-моргану тропиков, прислушивавшегося из своего далека задумчиво и чутко к таинственным зовам муэдзинов и шороху караванов в золотых песках загадочных пустынь, безграмотные, глупые и подлые люди убили, как бродячую собаку, где-то за городом, так что и могилу его нельзя найти.


Братскую могилу, куда с ним легли такие же неповинные, как и он, профессора, художники с едва-едва вышедшими из детства девочками.


Хороши и пролетарские поэты. Они могли бы спасти своего учителя.


28.09.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: