78. Толкование книги Екклесиаста

Евгений Говсиевич: литературный дневник

78. ТОЛКОВАНИЕ КНИГИ ЕККЛЕСИАСТА (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КНИГИ ДАНИИЛА СЫСОЕВА)


1. Соломон символически принял на себя имя Екклисиаста. Он имел чрезвычайную власть и был самым могучим правителем Израиля. У него было 300 жён и 700 наложниц.


2. У Соломона 4 книги: Книга притчей (вводит нас в самые азы духовной жизни), Екклесиаст (отрезвляет человека, и тот понимает, что на земле ему никогда не найти счастья), Песнь песней (описывается, где найти настоящее счастье, как это счастье само находит человека, - счастье между Богом и человеком, которое начинается на земле, но длится бесконечность) и Книга премудрости.


3. Соломон сразу задаёт тон, говоря о том, что всё, что есть в мире, - суета сует (т.е. бессмысленность, пар, т. е. то что недолговечно и исчезает).


4. Екклесиаст разоблачает множество мифов. Более современной книги трудно отыскать, кроме Евангелия. Но прежде, чем читать Евангелие, нужно прочитать Книгу Екклесиаста.


5. У людей безбожных главный праздник – день рождения. А что такое день рождения? Это день приближения к смерти.


6. Безбожник говорят, что смысл жизни – в прогрессе. Это удивительная глупость. Чем больше увеличиваются наши знания, тем более увеличивается океан невежества, и познать мир до конца мы не сможем никогда. Поэтому и попытки познать мир – тоже бессмысленны. «Кто умножает познания – умножает скорбь».


7. Мудрость – это возможность постичь смысл сущего, постичь истину, а многознание – это просто информированность.


8. Соломон делает вывод, что всё суета и томление духа (т.е. утомление, изнеможение духа). Чем больше человек делает, тем больше его душа изнемогает.


9. Может быть лучше быть безумным? Может быть счастье в безумии? Сартр, Камю, Кафка утверждали именно этот тезис. Соломон говорит, что и это – томление духа. «И мудрость, и глупость – одинаковое томление духа. И мудрого не будут помнить вечно, как и глупого. И мудрый умирает наравне с глупым». Тогда зачем быть мудрым, если он получит то же, что и глупец? Вот и получается, что без Бога – жизнь абсолютна бессмысленна.


10. Какая практическая польза от веселья? Человек повеселился, а потом наступает пустота. Веселье – это обман, потому что оно не вечно. Оно ничего не даёт человеку. Счастье, которое не вечно, - обман, фальшивка. Каждый раз, когда вы будете начинать веселиться, для продолжения веселья вам потребуются всё более сильные дозы, в т. числе – наркотики, пьянства, блуд.


11. Может быть счастье в труде, думает Соломон дальше. Ведь бывает сделал большую работу – и доволен. Кстати, Соломон действительно вершил колоссальные дела: до сих пор в Иерусалиме можно увидеть остатки его архитектурных сооружений, водоёмов, акведуков. И вино он пил, и с женщинами веселился….. Он делал всё, что хотел. И всё это ему нравилось. «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем».


12. Мы должны согласиться с тем, что жизнь – это очень тяжёлая и неприятная вещь, потому что жизнь – это медленное умирание. Жизнь – это процесс, ведущий к смерти души и тела. Человек начинает умирать с момента рождения, в нём непрерывно идут процессы распада. Он рождается с плачем и криком и умирает с плачем и криком.


13. Далее Соломон говорит о том, что он должен будет оставить плоды трудов своих тому, кто будет жить после него. А кто знает каков он будет? Всё я должен оставить не пойми кому. Я трудился, но всё получит другой, который будет распоряжаться всем, что я сделал. И ещё неизвестно, будет ли он мудрый или глупый, и неизвестно, как он распорядится всем. Кстати, с самим Соломоном так и получилось. При его сыне царство Соломоново было разорвано пополам.


14. Если человек отдаёт всё, во что вкладывал свою душу, тому, кто не трудился, кто выкинет, уничтожит всё, - то это суета и зло великое. «Не делай добра – не получишь зла», потому что делание добра без Христа чаще всего связано с гордостью и превозношением.


15. Я знаю много богатых людей, но безбожников, которые никакого удовольствия от своего богатства не получают – всё им приелось. Никто не может наслаждаться без Бога.


16. Соломон говорит о том, почему люди не могут найти своего счастья: они не знают времён, не знают, когда им что надлежит делать.. Они любят, когда нужно ненавидеть, а ненавидят, когда нужно любить. Человек должен любить свою жену и ненавидеть грех измены, а он любит чужую жену и ненавидит свою….


17. Люди хотят, чтобы им дали всё сразу, но они сами при этом не дали ничего. И вот скандалы, конфликты и разошлись в разные стороны.


18. Многие думают, что ко всему надо относиться одинаково. «Добру и злу внимают равнодушно». На самом деле христианин знает, что, например, гнев в нас заложен Богом, свойство сражаться – тоже. Только надо знать с кем сражаться, на кого гневаться и кого ненавидеть. Гневаться бывает абсолютно необходимо, и не только на себя.


Если какой-нибудь человек хочет нас отделить от Бога, мы должны гневаться на него. Христос выгнал торгующих из Храма с гневом, ударил бичом и перевернул лавки. Разве это не проявление гнева? Таким образом, христианство одновременно соединяет немыслимую кротость с немыслимым гневом.


19. Гнев и кротость дополняют друг друга и нельзя быть серединкой наполовинку, к чему нас призывают многие лжефилософии. Посмотрите какое огненное лицо у Ильи-пророка. Праведный гнев – только внешний, а внутри тишина, поэтому такой гнев – есть проявление кротости, при которой действует принцип – отличать грех от грешника.


20. Люди постоянно должны думать о смерти, чтобы достигнуть спасения. Человек, не помнящий о смерти, никогда не исправится. Вы умираете для смерти, чтобы родиться для жизни. Вы умираете для зла, чтобы родиться для блага, вы умираете для мира, чтобы родиться для вечности.


21. Надо отказываться от страстей. Христос не имел страстей, потому что Он ничего чужого в Себя не принимал. «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». Конечно, здесь речь не идёт о физической руке, которую надо рубить, но необходимо от себя злое употребление воли.


22. В Царство Божие со злом, с завистью, с обидами не войдёшь. С ересью – не войдёшь. Самые тяжёлые грехи – это грехи против Бога. Неправоверующий грешит больше, чем убийца, потому что он убивает и свою душу, и душу другого человека.


23. Если вы не слушаете человека в добрых делах – это ваш грех, а если в злых – так и должно быть. Также и родителей наших мы должны слушать только в добрых делах.


24. Соломон говорит о том, что не всегда надо любить. И всех прощать. Сказано «Любите врагов ваших». Но надо понимать, что мы не должны любить демонов. В первую очередь мы должны ненавидеть грех. Злу нет оправдания.


25. Никогда не смейте оправдывать грех – Божие проклятие немедленно упадёт на вас. Христос умер, чтобы уничтожить зло и грех. Но надо разделять грех и грешника. Мы не должны говорить, что этот человек грешник, мы должны говорить, что человек совершает грех. Назвать грех грехом – наша прямая обязанность, а осудить человека – это грех!! Не мы осуждаем человека, а Бог!!


26. В день Суда будет наказание не только за личные грехи, но Бог разберёт тяжбы всех против всех. Время Суда – это время восстановления справедливости.


27. Люди должны понимать, что без Бога – они животные. Как живут безбожные люди? У них одна задача – наесться, напиться, блудить и развлекаться, купить большой дом. Что же здесь человеческого? Что человеческого есть у безбожника? Атеисты честными не бывают.


28. Чем человек богаче, тем он более одинок. У него нет времени даже на семью. Он находится в непрерывном процессе добывания денег. Он даже не успевает отдохнуть. Жизнь богатого находится в постоянной опасности (в любой момент он может получить пулю в лоб. Они могут много выпить и съесть, а после этого мучаются бессонницей и страдают , страдают желудком).


Богатый постоянно заботится о том, чтобы не потерять своё богатство, о том, чтобы его не ограбили. Неважно количество денег, если ты не получаешь от них удовольствия и покоя. «Недоброе это дело, – утверждает Соломон.


29. В любви к деньгам много суеты (кальвинисты не правы, потому что считают, что если ты зарабатываешь много денег, то это знак от Бога, что ты будешь спасён. Чем больше у тебя денег, тем больше указаний на спасение. Именно в результате ереси кальвинизма люди стали желать зарабатывать как можно больше – и возник капитализм).


Надо помнить, что каким мы выходим из утробы матери, таким и отходим и ничего не возьмём из труда своего.


30. Если какому человеку Бог дал богатство и имущество – то надо понимать, что это дар Божий.


31. Двоим лучше, чем одному. Один человек беззащитен перед миром. Двоим – лучше. Они поддерживают друг друга. Бог сказал о том, что «человеку нехорошо быть одному».


32. Не надо быть многословным и многоречивым. Молясь, не говорите лишнего. Не думайте, что в многословии Бог вас услышит. Бог ещё до нашей просьбы прекрасно знает, что нам надо. Он не нуждается в подробных толкованиях нашего прошения.


33. Если человек многословен, он проявляет свою глупость. Глупость – это не отсутствие разума, не слабость интеллекта, это – невежество относительно Бога. Человек может быть академиком, но если он не знает Бога, то он глупец. И, наоборот, человек может не окончить школы, никакого института, даже не уметь писать, но быть мудрецом.


34. Если ты давал обет Богу, то обязан его исполнить. Нет этому оправдания. Если человек нарушает обеты – то у него всё валится из рук. Бог разрушает всякое его дело.


35. Нельзя истолковывать сны. Если человек верит сновидениям, он может сойти с ума. Им нельзя верить и нельзя их рассказывать.


36. На земле никогда не будет социальной справедливости. Не потому, что социальные условия плохие, а потому что человек живёт по своим страстям, он хочет, чтобы ему угождали, ему служили. Когда весь мир будет преображён, тогда на земле наступит Царство Божие.


37. В чём же добро для человека? В чём земное благо? Надо есть и пить, и наслаждаться добром в делах своих, ибо это доля человека в этом мире. Но получить эту долю, чтобы наслаждаться, можно только тогда, когда её даст Бог, иначе человек не получит ничего и будет несчастным. Богатство – это тоже дар Божий, а не наша заслуга.


38. При этом земное счастье – не настоящее, не подлинное, потому что человек недолго будет на земле, и после смерти не будет помнить ничего из жизни, ему будет всё равно, что было раньше.


39. Если у человека много детей и живёт он долго, но , если его душа не наслаждается добром от Божия благословления, то даже выкидыш счастливей такого человека. Выкидыш даже не знал солнца, не знал этого печального мира, и поэтому он счастливее того, кто всю жизнь суетился, но никогда не получал удовольствия от добра.


40. Смерть сама по себе не является чем-то важным. Всё равно все умрём. Важно не сколько прожить, а как прожить. Лучше умереть, чем жить, потому что в этом мире всё очень плохо. Неизвестно, что будет с родившимся человеком. Поэтому день его смерти лучше дня рождения. День рождения для нас - это день приближения к смерти, к её зияющей пасти. А смерть – это конец, который венчает дело. По концу жизни судят о человеке. То есть в день смерти человек придёт к цели, завершит жизнь, и каким он придёт ко дню смерти, таким он останется навечно.


41. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Почему же плакать об умершем лучше, чем веселиться на пиру? Потому что смерть – это конец всякой плоти. Нехристиане страшно боятся смерти, поэтому пытаются в мыслях своих удалиться от неё подальше.


42. Человек, который помнит о смерти и плачет об умершем, - мудрее, и сердце его становится лучше. Человек, который не думает о смерти живёт стихийно, безумно, как животное. Мы знаем о том, что мы все смертны, но знаем и то, что смерть – это не конец, а только начало нашего ответа перед Богом.


43. Если человек не знает зачем он живёт, какова цель его жизни, он транжирит жизнь, и он не заберёт с собой, то что нужно. Деньги он с собой не заберёт, а добрые дела и Евангелие – заберёт.


44. Делать хорошие дела не достаточно. Нужно, чтобы добрые дела делались ради веры православной. Только тогда они оправдывают и очищают человека. Любой безбожник – глупец. Здесь грань именно религиозная, а не интеллектуальная. Только те дела, которые делаются ради Бога ценны перед ним. Как сказано, «работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Работать ради Бога – это значит испытывать чувство страха Божия, чувство благодарности Богу, любовь к Богу.


45. Мы должны оценивать дела свои и чужие, но мы не должны оценивать людей. Мы можем сказать, что блуд – это страшное преступление, смертный грех перед Богом, но мы не можем сказать, что человек – блудник, прелюбодей и преступник. Так судить может только Бог.


46. Любовь к Родине – это более низкий уровень, чем любовь к семье, потому что любить Родину гораздо легче, чем любить семью. Сто пятьдесят абстрактных миллионов любить проще, чем конкретную жену или конкретного отца. Когда мы защищаем свою землю, свой народ – это мы защищаем наши границы, данные нам Богом.


47. Никто не может отвратить бедствие, если его навёл на нас Господь. Никто не может сделать прямым то, что Бог сделал кривым: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я, Господь, делаю всё это». По его попущению происходит всё – и Наполеон, и Гитлер пришли по наущению Бога. Это произошло потому, что народы этого хотели. Бог управляет миром не по самодурству.


48. Соломон говорит, что он видел как умирал праведник, и Бог его не спасал, и как грешник жил долго. Почему Бог даёт силы грешникам, а праведники умирают в своей праведности. Наша жизнь – это незавершённая пьеса. О всеобщей справедливости можно будет говорить только в день страшного Суда. Настоящая справедливость на самом деле – это страшная вещь для людей.


49. Грехом является только нарушение воли Божьей, ничто другое грехом не является. Кто боится Бога тот избежит наказания. Надо бояться Бога. Боящимся Бога будет благо, несмотря на то, что грешник постоянно делает зло. Нельзя быть с Богом за панибрата, как поступают протестанты, у которых Иисус – лучший друг.


50. Настоящая ревность всегда смягчена страхом Божиим. Но должна быть мера со стороны еретиков. Всё что сверх меры – от бесов. Поступай по правде, бойся Бога, не греши, и – зачем тебе умирать раньше времени?


51. В храм нужно приходить не потому что нам что-то нужно от Бога, а надо искать самого Бога.


52. Если ты хочешь жить хорошо, соблюдай заповеди, и ты не испытаешь зла. А как различить добро и зло? Критерии очень просты: исполняй заповеди.


53. Когда людям кажется, что Бог поступает несправедливо, то нужно прекратить пытливость и оставить попытки познать дела Божии.


54. Царь Соломон видит, что зло царит в мире, сердце людей переполнено злом, и безумие царит в их сердце. Люди решили, что им Бог не писан, но после трагедий и катаклизмов, взрывов и наводнений храмы стали заполняться. Массовые наказания – такие, как землетрясения, наводнения и т. п. – происходят за нераскаянные массовые грехи. Касательно войн: Бог наказывает военачальников, а не людей.


55. Мы думаем, что для человека главное, чтобы он долго жил. Но главное встретиться с Богом подготовленными. Часто умирают и дети – они умирают для того, чтобы в них не развился порок.. Бог забирает их в самом лучшем состоянии, когда они только окрещены, чтобы они сразу пошли в Царство Божие., потому что они уже созрели для вечности. Богу нужна зрелость души, а не формальная длительность жизни.


56. Что останется после нас, и что мы возьмём с собой. Когда человек умер, все плотские чувства прекращаются, и любовь, и ненависть, и ревность. Продолжается только любовь в Боге. Плотский брак не сохраняется на небесах, он исчезает. Земные чувства все исчезают. Сохраняется лишь любовь к Христу. В аду царит вечное и полное одиночество. «Мы находимся в огне спинами друг к другу, не видим лица другого человека и никого не помним».


57. Кто идёт в ад? Гордые люди, самолюбцы.


58. Семейная жизнь не становится источником вечной радости. Она является источником небольшой радости. Но радость, которая даёт семья всё же выше, чем радость от трудов. Труды должны быть для семьи, а не семья для трудов.


59. Всегда надо говорить тихо, спокойно, и тогда слова твои будут услышаны.


60. мудрость состоит в том, чтобы обуздывать свою гневливость, кипение своих страстей, полыхание эмоций. Мудрость способна обойтись без войны, без ссор, без конфликта.. Но погрешивший мудрец может погубить много доброго вокруг себя.


61. Не надо бегать с работы на работу из-за того, что на тебя разгневался начальник. Твоя кротость покроет все твои проступки. У людей с гордым нравом вся трудовая книжка заполнена записями. В них нет кротости, они гневливы, и раздражительны, горды и самолюбивы. А если ты умный – смирись, перетерпи, даже попроси прощения и всё станет на место и уходить никуда не придётся.


62. Чем более человек ленив, тем более он глуп. Если человек не тренирует свой разум, он неминуемо будет глупеть.


63. Уныние является смертным грехом, потому что оно разрушает всё вокруг. А если человек проводит всю свою жизнь в развлечениях и пирушках, то он останется без денег, станет нищим.


64. Добро надо делать сегодня, а не завтра. Добрые дела нужно делать все 7 дней. Ибо – милосердные будут помилованы, Те которые часто дают нуждающимся, никогда не будут забыты Создателем. Мы даём эти деньги не просто нищим, а через них даём Богу.


65. Излишний рационализм и чрезмерное планирование – вредны. Всё в руках Бога, поэтому не получается всё спланировать.


66. Ни старость, ни молодость, ни детство, ни зрелость – не счастливы. Счастливо только то время, когда человек встречается с вечностью.


67. Христианин не имеет право плакать даже тогда, когда у него умер близкий человек. Мы расстаёмся с человеком не с отчаянием, а суверенностью, что расстаёмся не навсегда. Это язычники не имеют надежд. Такая печаль всегда связана с унынием, а грех уныния может и до самоубийства довести. Первый признак уныния – когда человек не хочет молиться, сил у него нет. А уныние возникает чаще всего из-за многословия и из-за гордости.


68. Все земные удовольствия закончатся в день Страшного Суда, замолкнут все песни, и люди будут бояться встретиться лицом к Лицу с Богом. И не будет никаких дорог, по которым можно будет убежать от Бога.


69. После смерти мы возвратимся назад, в землю, из которой были взяты, а дух наш бессмертен, и он вернётся к Богу, Который дал нам его Своим дыханием. Дух человека уходит к Богу на Суд и будет давать ему отчёт, что он сделал в своей жизни. И перед лицом смерти всё остальное – суета сует.


17.07.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: