Читая Е. Домбровскую.

Светлана Давыденкова: литературный дневник


"Сестры" 68-70.
Автор называет свой роман "подстрочником к помяннику".Произведение написано,как молитва о роде,таким образом,поднимая его на духовные ступени выше в невидимом мире.
С трепетной любовью Е.Домбровская описывает жизнь поколений Жуковских-Микулиных-Сечкиных. Так написать-это подвиг,это искупление грехов всего рода.
Но для меня особый интерес представляют отступления, поддерживающие на пути развития и указывающие цель в жизни:"Искушения-это вожжи для человеческого высокомерия,-учат богодухновенные старцы Афона,-и посылаются они промыслительно. И потому некая успокоенность относительно своего состояния,чувство своей якобы добродетельности много опаснее для человека.Непростые испытания ожидают подобных "добродетельных",но часто жестоких людей (хотя они сами этого могут и не признавать),потому что без великих страданий не может умягчиться их сердце,и потому главное-что Христово Евангелие принесло в мир новое в отличие от Ветхозаветных добродетелей-понятие о святости человека,понятие о смирении."
Прочитываю и рецензии к роману. Автор не скупится на ответы,часто дополняющие основные мысли произведения.В одном из них Е.Домбровская пишет:"...добродетели обывательского понимания его и сжирают.Человек живет исключительно душевной жизнью.Дух и духовность пробуждаются только покаянием. Так учили свв.отцы.А покаяние-неминуемый результат правильного понимания Евангельской заповеди.Заповедей,которые ставят перед людьми ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗАДАЧИ."



Другие статьи в литературном дневнике: