***

Максим Федорченко: литературный дневник

Смотрел вчера документальный фильм о Джоан Роулинг и созданном ею мире и думал о секрете ее успеха. Во-первых, она взяла симпатичных героев. Во-вторых, она взяла их в том неминуемом возрасте, который, пожалуй, труднее всего дается человеку. В-третьих, она провела их через весь этот возраст на наших глазах, год за годом, подвергнув всем возможным испытаниям, переложенным на магический лад, и позволив милым нам героям испытания выдержать или героически погибнуть, а немилым - потерпеть поражение, испытать позор, стать посмешищем или даже как-то измениться. Но самым ярким и удачным получилось у нее в-четвертых: миссис Роулинг отослала Гарри и Ко в такую школу, в которой мечтает учиться каждый.


Хогвартс, школа магии и волшебства, - это же предельная, абсолютная мечта о школе! И в то же время - недостижимая: ведь нам, магглам, путь туда заказан. Но как бы мне хотелось провести школьные годы в такой школе! - как бы я был счастлив ходить на зельеваренье даже к такому к противному профессору как Снейп. С каким упоением я бы летал на метле на уроках мадам Гуч и уж наверняка успешно и радостно овладевал бы заклинаниями под руководством профессора Флитвика. Эх, да что говорить!...


И я вспомнил сначала школы, в которых учились мои дети, а потом и ту, в которой когда-то учился сам. Вспомнил - у меня словно пелена упала с глаз. Роулинг ничего не придумала, никакой магии, школы волшебства и никаких магических наук. Она показала нам самую обыкновенную британскую школу, во многом напоминающую мою херсонскую, и назвала школьные предметы на магический лад. Аттестат Гарри Поттера отличается от моего только названиями предметов, а суть этих предметов - один в один.


Заклинания - это же уроки языка и литературы. Здесь учат с помощью слов создавать то, чего не существует, заставлять других чувствовать и видеть то, что ты чувствуешь, видишь или воображаешь ты. "Дороги расползались, словно пойманные раки, когда их высыпают из мешка" - нет ни дорог, ни раков, ни мешка, нет ничего, кроме текста на бумаге, но прочел - и появились и дороги, и раки, и мешок, и убогий рыболов, ползавший все утро под берегом по горло в теплой воде и ощупкой ловивший этих раков в их норах и под корнями старой ивы, чьи ветви сплетаются со своими отражениями в тихой реке. Этот навык способен на многое - заставить увидеть, ощутить, поверить, а еще проголосовать, купить и так далее.


Зельеваренье - у нас в школе был настоящий химический кабинет, в котором каждая парта была маленькой лабораторией. Мы совершали совсем простенькие чудеса, но даже они давали понять, какие грандиозные возможности таит эта разноцветная таблица на стене. Достаточно понять связи между элементами и уловить закономерности - и алхимики взвоют от зависти, наблюдая превращение свинца в золото и обратно. Жаль, в нашей программе этого не было - или я это пропустил?


Была у нас теплица, в которой можно было выращивать херсонскую разновидность мандрагоры, обладающую замечательными целебными и прекрасными кулинарными свойствами и при этом - совершенно немую. Была и библиотека с запрещенной секцией, куда пускали только учителей. Были и мастерские со всевозможными станками, где мы совершали прикладные чудеса - превращали "материалы" в "изделия" (иногда - в "отходы").


Можно перебрать весь аттестат, но мне очевидно, что даже такая маленькая наука как школьная - это и есть магия. Средневековые ученые ставили свои опыты в тайне, чтобы их не объявили колдунами и не сунули в костер или омут - так это все невероятно для непосвященного. Братья Стругацкие не случайно поместили все колдовское и магическое под вывеску НИИ, а ученых назвали магами. Наука - это магия для магглов; овладевая ею, маггл делается магом. Может ли что-то быть прекраснее и интереснее?


Интерес - вот главный козырь Хогвартса. Там учиться интересно! И мне подумалось, что нашим маггловским детям было бы в нашей маггловской школе гораздо интереснее, если бы школьная наука подавалась им как магическая. Чтобы они воочию видели те чудеса, которые можно совершить, овладев навыком и знанием... - тогда бы они с огромной жадностью припадали к этому источнику.


Я чуть было не кинул свои дела и не принялся строчить какую-то мегапафосную и суперпатетическую заметку обо всем этом, но потом кое-что вспомнил и пыл свой поумерил. А вспомнил я, что с жадностью к хогвартским наукам припадали только Гермиона и Волдеморт, а почти все прочие симпатичные герои относились к учебе точно так же, как относятся к ней наши киевские школьники, - как к занудной и противной обязанности, за небрежение которой сова принесет ревун от родителей.


Признаться, у меня нет ответа на неизбежные вопросы "что делать?" и "как нам обустроить нашу школу?" Я не специалист и за такие вопросы не берусь. Но...


...но теперь я думаю о своей обычной средней школе города Херсона как о школе магии и волшебства. Жаль только, что я понял это только теперь, и столько заклинаний и чудес остались для меня тайной или забылись.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.09.2021. ***