Перекличка великих Чехов - Льюис

Максим Федорченко: литературный дневник

Обожаю такие штуки и называю их "перекличка великих" - а на этот раз в моей голове перекликались настоящие исполины, А.П. Чехов и К.С.Льюис.


Удивительно, как они - каждый по-своему, в присущей каждому манере - сказали об одном и том же, да так, чтобы было зримо и понятно. Льюис не столь силен изобразительной мощью, как Чехов, который показывает, а не рассказывает: и потому у Чехова вся великолепная - наверняка украинская! - летняя ночь помещается в остром блеске разбитой бутылки против луны. Зато Льюис - непревзойденный полемист и прововедник: это ощутил всякий, кто читал его трактаты, и этот дар то и дело взблескивает в его прозаических текстах - и сказочных, и фантастических - как то самое горлышко бутылки на дамбе у Чехова. Вот именно этим и восхитительна нащупанная мной перекличка, что перекликались мои великаны об одном, но каждый - очень по-своему. Внимайте и смакуйте.


Чехов, "Степь". Один из персонажей - старуха-крестьянка, которая обеспокоена тем, что членов ее семьи застала в степи чудовщно мощная - симфонически мощная! - гроза. Их может убить молнией, они могут промокнуть и заболеть насмерть, свалиться в овраг и сломать шею, заблудиться и пропасть навсегда в бескрайнем Приазовье, могут испугаться и понести лошади... да мало ли что может стрястить с человеком в такую страшную ночь "в степу"! - но все это укладывается в одну фразу "наши в степу ночуют". Зато повторяет ее старушка четырежде за те несколько мгновений, которые она проводит перед глазами читателя. Но дело сделано! - мы уже видим ее темное морщинистое лицо и слышым ее глуховатый голос. "Не рассказывать, а показывать" - эта аксиома становится тем яснее, когда мы переходим к такой же старушке у Льюиса.


Льюис, "За пределы безмолвной планеты". Один из персонажей - старуха-крестьянка, которая обеспокоена тем, что ее слабоумный сын задерживается на ферме "Склоны", где он работает, а в округе уже стемнело. Мальчишка - сельский дурачок, пугливый, доверчивый, неловкий, наивный, вроде Колокола у Мопассана или Габи у Рене Фалле, - и потому с ним может стрястись все что угодно, и даже без всякой грозы, молнии, оврагов, понесших лошадей и так далее. Тревожные мысли и чувства обуревают старушку - но все это Льюис нам не показывает, а рассказывает в своей манере полемиста и проповедника - то есть так, чтобы понятно стало. Он не может это доверить самой старушке, и вот почему: "При таком скудном словарном запасе женщине с ее монотонным голосом непросто было выразить свои чувства, но Рэнсом, стоявший совсем рядом, видел, что она вся дрожит и вот-вот расплачется". Кратко, понятно и исчерпывающе - как и полагается высказываться проповеднику.


Обожаю такие штуки и называю их перекличка великих.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.05.2021. ***
  • 13.05.2021. Перекличка великих Чехов - Льюис