Первое и последующие впечатления

Максим Федорченко: литературный дневник

"Сего дня мая месяца года одна тысяча четыреста девяносто восьмого от Рождества Христова португальский мореплаватель Васко да Гама милостью Божией первым из европейцев прибыл в Индию морским путем".


Вот что значит первое впечатление! - в далеком уже теперь детстве я прочитал у Каверина: "Васко Нуньес Бальбоа - в панцире и в латах, в шлеме с пером, по колено в воде. Мне казалось, что это какой-то наш
русский Васька, дорвавшийся до Тихого океана." - Так вот и мне Васко да Гама казался Васькой, дорвавшимся до океана Индийского. И мне тоже хотелось дорваться до какого-нибудь из этих океанов, до любого из них, чтобы в панцире и латах, в шлеме с пером, стоять по колено в океане. В океане!


Надо сказать, что этот португальский Васька на своей португальской шкуре испытал силу первого впечатления. Его, а равно всех остальных европейцев индийцы приняли за... китайцев. Все западное побережье Индии знало легенду о светлокожих людях, появившихся из-за горизонта на невозможно гигантских парусниках. Васко да Гама ломал голову, кто были те люди и почему в Европе о них ничего неизвестно.


А то и вправду были китайцы. В самом-самом начале XV века адмирал Чжэн Хэ привел свой огромный флот - до 250 судов! - к малабарскому побережью Индии, туда же, куда через почти 100 лет спустя приплыли оголодавшие португальцы на 3 маленьких корабликах. Именно маленьких - китайские "корабли-сокровищницы" размерами, водоизмещением и вообще всем в разы превосходили португальские нао и каравеллы. Европейцы начнут строить нечто сопоставимое только через века. А адмирал Чжэн Хэ к 30-м годам XV века уже обшарил все воды и острова Индийского океана, то есть за 100 лет до "открытия" их европейцами. Он совершил 7 длительных и масштабных морских путешествий, которые носили познавательный, научный, дипломатический и торговый характер.


Васко да Гама, принятый в Индии с распростертыми объятиями в силу хорошего первого впечатления, оставленного китайцами, оставил у индийцев новое первое впечатление, теперь уже о европейцах, которое оказалось гораздо хуже. Индийцы полагали, что к ним вернулись церемонные и в целом миролюбивые мореплаватели Минской династии, ан нет. Португалец и выглядел пиратом, и вел себя, как пират, и, по большому счету, был им. Захватывал корабли, брал людей в плен и обращал их в рабство, делал высокомерные скандальные заявления, отвергал подарки и почетный караул. Европейская экспансия не была мирной, как, впрочем, и соседство народов и государств тогда трудно было назвать добрососедством. Что в общем-то, согласитесь, странно, даже очень странно при том глобально обнаруживаемом представлении о золотом веке, в котором неизменно царит мир. Мир!


Знаете, с какой ерундой в моей глупой голове связывается золотой век, да Гама, Чжэн Хэ и всеобщий мир? У нас в доме появился новый жилец, съемщик. И вот он курит на лестнице в подъезде. Выходишь, а там такой штын, не знаю, может, он начитался про гражданскую войну и курит какой-то сушеный кизяк, воняет, простите, дерьмом. То есть появился новый сосед, и стало хуже. Я заметил это и даже как-то переосмыслил песенку про "замечательного соседа" с трубой. Он появился - и стало лучше.


А мы же все соседи - люди, народы, государства. Когда-то мы были незнакомы, а потом жизнь свела нас, столкнула, мы познакомились, осознали свое соседство, и оно как бы возникло, стало, сделалось. И вот тут нашим новым соседям становится ясно, кто мы, по тому, лучше стало или хуже при таком соседстве. Первое впечатление решает многое. Я готовлюсь к объяснению с курильщиком, заклиная себе goosefraba по примеру "Управления гневом": конфликт у нас уже есть, даже при том, что мы еще не встречались, но обострение ни к чему не приведет. К моему первому впечатлению добавится его. А первое впечатление, даже размытое вторым и всеми последующими, запоминается навсегда. У меня нежнейшие отношения с одним из соседей, мы ходим вместе на концерты и на яхте, помогаем друг другу. Но когда-то, 20 лет назад, я появился в доме и что-то там посверлил в неурочный час. Он пришел мне сообщить, что в доме так не принято, а я дал ему какую-то хамскую отповедь. Теперь-то мы друзья, шипмейтс и собутыльники, но тот наш разговор он помнит до сих пор. А посмотрите на Индию. Забыли они пиратские выходки да Гамы?


Не знаю, как вам, а мне почему-то нравится эта концепция: ты где-то появился, и люди заметили, что с твоим появлением стало лучше. По жизни, конечно, явишься как явишься, как получится, не задумываясь о последствиях и мнениях; но когда заметишь сам, как с появлением нового соседа стало хуже/лучше, как-то напяливаешь на себя эту ситуацию. И задумываешься, и спрашиваешь себя: а когда я появился, как стало? Что же я сразу не подумал...


Это, наверное, снобизм. Ну и черт с ним. Пусть мой сосед НЕ КУРИТ на лестнице из соображений снобизма или плюса в карму или в силу закона, воспрещающего такое курение. Если мне лучше или хотя бы не хуже от соседства - это уже достижение, а чем он руководствуется - мне все равно. Главное - он мне добрый сосед.


Мне кажется, это очень неплохая идея для человека в обществе: становиться добрым соседом другим людям. Ты пришел - и стало лучше (или хотя бы не сделалось хуже). И начинать лучше всего (нужно) с первого впечатления: оно самое сильное, запоминается навсегда, и даже потом, когда все разбитые горшки склеены, и прошли годы, ты все равно не отделаешься от него. Васко Нуньес Бальбоя, Васко да Гама - это Васька, дорвавшийся до океана. А, имярек, который ставил машину на два места во дворе? А, имярек, тот самый, который воюет со всеми городскими службами, добиваясь от них должного для всего дома? А, этот тот мuд@к, который курит в лифте? А, это тот чудак с третьего этажа, который всегда убирает снег во дворе? - если это всё об одном и том же человеке, это будет накладываться на первое впечатление, которое, ка ни крути, самое сильное.


...впрочем, что я о таких глупостях. Дата же какая на дворе! "Сего дня мая месяца года одна тысяча четыреста девяносто восьмого от Рождества Христова португальский мореплаватель Васко да Гама милостью Божией первым из европейцев прибыл в Индию морским путем".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.05.2019. ***
  • 20.05.2019. Первое и последующие впечатления
  • 13.05.2019. ***
  • 10.05.2019. ***
  • 09.05.2019. ***
  • 07.05.2019. ***