Недавно получил я письмо от одной дамы...

Максим Федорченко: литературный дневник

Недавно получил я письмо от одной дамы, испытывающей какое-то патологическое пристрастие к устаревшим фасонам одежды, подходящим только для исторических кинопостановок и недобровольного лесоповала. Дама высказала мне претензии по поводу недавнего моего виршика на тему тоталитаризма (Национальный интерес, где-то на странице есть, кому интересно, но не суть). Формулировки гармонировали с ее облачением. Дескать, как ты, тварь и мелкая подлая душонка, смеешь верещать о прошлом, когда в твоей стране торжествует фашизм! - Я даже не обиделся, так как этот упрек можно было переадресовать кому угодно, хотя бы и Владимиру Семеновичу за "Протопи ты мне баньку по-белому" и так далее - список будет внушительный, а имена - сплошь громкие. Тут дело в другом. Полагаю, этот глухо-ватный крик души - это некий опасный симптом; если бы я был доктор, я бы диагностировал ушиб исторической памяти с последующей ее полной атрофией. Напрасно кто-то думает, что это кануло в Лету и нечего об этом говорить. История повторяется - именно потому, что кто-то полагает, что о прошлом не стоит говорить, потому что оно не повторяется. Именно потому о нем стоит говорить... Так вот что сейчас прет обратно из Леты - а вот это, снова из Довлатова, "Компромисс". Журналистка ищет "интересного человека для интервью. Ей рекомендуют одного товарища из провинции - судя по всему, он трудится на каком-то оборонном заводе. Итак, идет беседа: "Владимир Иванович разгорячился, опьянел. Теперь он жестикулировал, наваливался и размахивал вилкой.
- Жизнь я нелегкую прожил. Всякое бывало. Низко падал, высоко
залетал... Я ведь, между нами был женат...
- Почему - между нами? - удивилась Лида.
- На племяннице Якира, - шепотом добавит Владимир Иванович.
- Якира? Того самого?
- Ну. Ребенок был у нас. Мальчишка...
- И где они сейчас?
- Не знаю. ПОТЕРЯЛ ИЗ ВИДУ. В тридцать девятом году...
Владимир Иванович замолчал, ушел в себя. Долго Лида ждала, потом,
волнуясь, краснея, спросила:
- То есть как это - потерял из виду? Как можно потерять из виду свою
жену? Как можно потерять из виду собственного ребенка?
- Время было суровое, Лидочка, грозовое, суровое время. Семьи рушились,
вековые устои: рушились...
- При чем тут вековые устои?! - неожиданно крикнула Лида. - Я не
маленькая. И все знаю. Якира арестовали, и вы подло бросили жену с ребенком. Вы... Вы... Вы - неинтересный человек!"
П.С. Интересно, почему упоминание о тоталитаризме всяких без географических привязок воспринимается такими дамами как выпад против одной конкретной страны?



Другие статьи в литературном дневнике: