О метафоре романа Зюскинда Парфюмер

Наталья Менщикова: литературный дневник

Мои размышления по поводу метафоры романа Зюскинда "Парфюмер". Метафора обсуждалась в передаче Игоря Волгина "Игра в бисер".
Гренуй - не воплощение зла, как и не воплощение добра. Это воплощение НИЧТО и НИКТО. Запах органически связан с самыми ДРЕВНИМИ отделами нашего мозга, он ИНДИВИДУАЛЕН, т.е. непосредственно связан с природным, а также исторически наполненным Я человека. Гренуй, без цвета, запаха и вкуса от природы, без его Я, пытается набраться этого от других, отбирая, препарируя Я у тех, у которого это природное Я сильно (девушки-жертвы ярки от природы и, как правило, рыжие). Образ Гренуя аналогичен образу виртуального вампира из моей фантасмагории "Тайна Мёбиуса", который тоже отбирал Я (имена!!!) у своих жертв. Что значит оргия в конце романа? - В этом обезличенном современном мире каждый хочет существовать хоть сколь-нибудь замеченным, демонстрируя инстинкт "Я есть! Я живой!" Метафора романа Зюскинда для меня такова.
Чего хотел Гренуй? Всё-таки в романе он - маньяк. У маньяков, алкоголиков, наркоманов измененное сознание. У них происходит сдвиг мотива на цель. Цель алкоголика - спиртное во что бы то ни стало, цель наркомана - наркотик, цель Гренуя - древнее индивидуальное (=Я) человека. Не власть, думаю. Запахи, Я индивидуума. Он поглощает как чёрная дыра, потому что она чёрная дыра, а не потому, что она даёт себе отчёт в том, чтО она хочет. Потому так стёрта грань между добром и злом. Это символ глобальной болезни человечества, человечества без мыслей, чувств, любви (да, правильно прозвучало!). Без тени, да. К сатанинскому началу так или иначе приходим, но к Сатане-Чёрной дыре, Сатане-Вселенской пустоте.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.03.2019. О метафоре романа Зюскинда Парфюмер