Статья об аграрном развитии.

Роза Ветров 1: литературный дневник

Российский экспорт пшеницы стал угрозой для американских фермеров. Несмотря на резкий спад цен на зерно, российские фермеры процветают, поскольку им наконец-то удалось преодолеть стену непонимания и пренебрежения их интересами со стороны чиновников, чего не скажешь об их американских коллегах, пишет агентство The Wall Street Journal.


И если сравнивать положение фермеров России с положением фермеров на Великих равнинах Америки: затраты в России ниже, в основном они номинированы в рублях, что делает экспорт продукции и ее реализацию на зарубежных рынках за доллары крайне выгодным процессом.


В условиях многолетнего сильного спада цен на зерно российское сельское хозяйство процветает. Страна экспортировала более 40 млн тонн пшеницы в год, заканчивающийся в июне. Это примерно на 50% больше, чем в предыдущем году, также это самый высокий уровень для любой страны за прошедшую четверть века. В 2016 году Россия обошла США, став крупнейшим экспортером пшеницы, та же ситуация наблюдается в 2018 году.


Растущая конкуренция со стороны России – это еще один фактор, угрожающий американскому сельскому хозяйству, которое сталкивается с самой большой волной закрытия фермерских хозяйств с 1980-х годов. Глобальный объем перепроизводства зерна привел к снижению цен примерно до половины привычных показателей в 2012 году, когда цены достигли пика, что затруднило получение прибыли в долларах.


Торговые трения США с Китаем и другими странами могут сделать российскую пшеницу еще более привлекательной, если крупные покупатели применят ответные тарифы к зерну США. Китай ввел 25%-й тариф на пшеницу в США. Однако ограничения Китая на импорт из России помешали Москве воспользоваться преимуществом, по словам Свитума Стила, директора швейцарской компании Solaris Commodities SA, которая торгует российским зерном.


На данный момент «не торговая война, а экономия» помогает российской пшенице оставаться конкурентоспособной даже в регионах, близких к США, таких как Мексика, сказал Стилл.


Российские фермеры вырываются вперед, когда экспортные доходы конвертируются в рубли. Поскольку российская валюта обесценилась, доллар конвертируется вдвое выше, чем в 2014 году. У России аналогичное преимущество по отношению к евро и другим валютам. Российские фермеры могут покрывать свои расходы дома, продолжая посевы и подрывая положение западных конкурентов в отношении цены.


Рост экспорта сельскохозяйственной продукции России, включая зерно, рыбу и мясо, это часть усилий по диверсификации экономики от нефтяных доходов. Нефть и природный газ когда-то были источником половины доходов федерального бюджета. Учитывая, что цены на нефть падают на 25% по сравнению с максимумом в 2014 году – в сравнении с обвалом более чем на 60% — на экспорт сейчас приходится около 40% бюджетных доходов.


Менее дорогая российская пшеница вытесняет американское и европейское зерно из стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке, зависящих от импорта, где Кремль в последние годы за счет военных и дипломатических действий установил свое влияние.


Экспорт сельскохозяйственной продукции в 2017 году на сумму $20,7 млрд обогнал показатели военной промышленности, как второго источника доходов России. Четверть от этого приходится на долю пшеницы.


По данным Министерства сельского хозяйства США, Россия собрала пшеницу с площади вдвое больше, чем площадь в США, в год, закончившийся в июне. Американские фермеры, видя мало возможностей для получения прибыли, посадили пшеницу на площади намного меньшего размера по сравнению с показателями 100 лет назад. Производство пшеницы в США сократилось на 25% в год.


В начале XX века Россия была крупнейшим в мире экспортером пшеницы. СССР уничтожил и посадил в тюрьму миллионы, в том числе многих самых успешных фермеров, в попытках установить систему коллективного земледелия, которая оказалась неэффективной. К 1970-м годам Советскому Союзу пришлось импортировать зерно.


Колхозы просто остановились после того как Советский Союз рухнул в 1991 году, они оказались неприспособленны к рыночной экономике, привыкнув следовать заранее обозначенным инструкциям.


Россия открыла рынок земли в конце 1990-х годов, но новые инвесторы и их менеджеры был далеки от этих вопросов и не были склонны к рискам.


Цена земли в регионах России значительно ниже, чем у многих иностранных конкурентов. В среднем сельскохозяйственные угодья в Румынии, члене Европейского союза на Черном море, почти в три раза дороже, сельскохозяйственные угодья в Айове и Канзасе дороже раз в пять, согласно опросу, проведенному московским SovEcon 2017 года.


Российские семена и удобрения дешевле западных брендов. Многие американские фермеры используют дорогие запатентованные семена от таких компаний как Bayer AG или DowDuPont Inc., которые не позволяют высаживать старые семена, требуя от фермеров ежегодно покупать свежие семена.


Транспортные расходы не так высоки в регионах России. Стоимость бензина намного ниже, чем в Западной Европе. Частные и государственные компании модернизировали зерновые терминалы в последние годы и увеличили их мощности. Фермеры могут использовать приложение на смартфоне, позволяющие заказывать слот для грузовиков для доставки зерна, а не использовать старую систему с грузовиками, ожидая в очереди на несколько дней.


Президент Владимир Путин поручил чиновникам решить проблемы слабых мест в инфраструктуре, которые сдерживают экспорт. Во внутренних районах большие расстояния и нехватка вагонов для поездов и силосов препятствуют перевозу зерна на внешние рынки.


В этом году завершится трехлетняя модернизация одного из крупнейших российских терминалов в Новороссийске, что почти удвоит ее мощность. Другие компании объявили о планах по строительству или расширению терминалов на Черном море, в Балтийском море на севере и на Дальнем Востоке. Чиновники заявили, что расширение может увеличить экспортную мощность зерна на 50% до 7,5 млн тонн в месяц к 2020 году.


Чиновники подчеркивают важность государственных субсидий, в том числе недорогие кредиты, которые должны помочь фермерам заменить старое оборудование. Однако аналитики и фермеры заявляют, что субсидии часто идут хорошо связанным компаниям, инвестиции в инфраструктуру поступают медленно, а бюрократы и другие чиновники часто требуют взятки.


Гигантские агрохолдинги, конгломераты, созданные богатыми магнатами или людьми, приближенными к высшим федеральным и региональным правительственным чиновникам, мешают западным фермам. На долю фермерских хозяйств площадью более 250 тыс. акров, или почти 400 квадратных миль, приходится около 13% всей земли, обработанной в России.



Другие статьи в литературном дневнике: