***

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

Несколько слов о Эдварде Мунке (1863 – 1944) - выдающемся норвежском живописце, предвосхитившем центральные темы, трагические настроения и живописные открытия экспрессионистов и их последователей.
Вроде бы некоторый примитивизм.., но, завораживает, воздействует, поражает…тонкостью, надломами, пси-проблемами, социопатией, напряженно-драматическим поиском себя, известным аутизмом и абсолютной открытостью – безжалостностью самопознания. Сильное влияние на его сознание оказало творчество Ф.М. Достоевского. Увлечение и погружение в современную ему литературу: романы и пьесы Х.Егера, Б.Бьёрнсона, Х.Ибсена, К.Гамсуна, А.Стриндберга, стихотворения С.Малларме, С.Пшибышевского. В них Мунк черпал идеи для своих насыщенных глубокими психологическими переживаниями образов.
И вот его знаменитая картина «Крик» - предвосхищение, пророчество, перекидывание в будущее, а оно – кроваво-красное… Картина имеет действительно сильное психологическое воздействие, заряжена пронзительной психической энергией. «Крик» Мунка стал ключом к эпохе Конца и Кануна, эпохе катаклизмов и трагических переоценок ценностей в сознании людей.
Мунк – мастер эмоций, выведенных из подсознания.
Выставка работ Эдварда Мунка проходит в Третьяковской галерее по 14.07.19. Стоит посмотреть. Н.Шлемова


****
Эдвард Мунк
Крик. 1893
Картон, масло, темпера, пастель. 91 на 73,5 см
Национальная галерея, Осло
(увы, здесь разместить не могу.)
****
"Голос Молчания


Продолжает кричать


Чтобы закрыть рот....


Тишина говорит громче, чем звук....


расшифровала бы так..


Голос Молчания Безмолвная Реакция Творца


Продолжает кричать человек сам себя изводит ради получения низменных страстных удовольствий


Чтобы закрыть рот.... пора бы уже начать трудиться над своими душами... а то будет поздно...


или...
Гениальность в том - что "КРИК" -
скорее Безмолвная Реакция Творца
в попытке разбудить спящие бездуховные создания...
разбудить от сна невежеств и тупого самолюбия..
низкого ханжества — что скрывается под их "потерей смысла жизни"...
никто не изолирует человека -
он сам себя изводит ради получения низменных удовольствий и страстей ..
никто и ничто не виновато....кроме самого человека... ". Хельга фон Краузиньш, 21.05.19



Клара Газуль
сегодня в 13:35//ВКонтакте, 25.05.2019
Несколько слов о Эдварде Мунке
"Тихий всхлип, переходящий в удушливый, громкий крик отчаяния, боли,
страданий, страха, словно доносится к нам с живописных полотен и графики
норвежского художника Эдварда Мунка.
Нездоровье и обостренная чувствительность сопровождали его творческое
развитие и формировали суть художественного видения. Болезни и потеря
близких, пережитые им еще в детстве и юности, оставили неизгладимый след
в его душе. Пятилетним ребенком он потерял мать. В 1889 году, когда Мунк
был в Париже, умер его отец. Но особенно потрясла его смерть от
туберкулеза пятнадцатилетней сестры Софии, которая была старше своего
брата только на год. Страх за благополучие семьи и само ее существование
никогда не покидал Эдварда. Позже художник говорил, что эти трагические
события сыграли большую роль в его личном и художественном
становлении.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля», «Болезнь,
безумие и смерть стояли черными ангелами у моей колыбели, и они
сопровождали меня всю жизнь. В раннем возрасте я уже знал об опасностях
жизни на этой земле, жизни после смерти и об адских муках, которые ждут
согрешивших детей», – писал художник.
Своим «внутренним криком» Эдвард Мунк возвестил о новом, ранее
неизвестном направлении в искусстве, получившем название
«экспрессионизм», – направлении, где главное не форма, а экспрессия и
эмоции. И хотя центром развития этого течения в искусстве стала Германия,
именно картина Мунка «Крик» была признана его эталоном.
Несмотря на присущее Эдварду Мунку трагическое мироощущение, в его
живописных работах много света, слегка приглушенных светлых тонов. Как
и Тулуз-Лотрек, Мунк стал родоначальником наброска маслом, доведя его до
уровня завершенной работы.
Мунк очень любил природу, она его вдохновляла, от нее он получал то, чего
не находил в тяжело дававшемся ему общении с людьми. И те свет и тепло,
которые дарила ему природа, он передавал в своих пейзажах.
В1890 году Эдвард Мунк пишет манифест, которому остается верен до конца
своих дней: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и
вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и
чувствуют, любят и страдают».
Художник восхищался Достоевским. Мунк многое заимствовал из
творчества этого великого писателя, переработал и перевел на язык
живописи и графики; даже умер Мунк с книгой Достоевского в руке.
Большое влияние на художника оказали также произведения Г. Ибсена и
С. Пшибышевского." //Дарья Лукина, художница и искусствовед.©



Другие статьи в литературном дневнике: