Кровь сознания.

Амушл Кабак: литературный дневник

Кровь сознания
ВЯЧЕСЛАВ ГРУЗМАН



Мы с Высоцким одной крови. Как сказала поэтесса Римма Казакова «интернационал у нас в крови». Но это даже не та кровь, которая «течет из жил», как сказал другой поэт Юлиан Тувим. Наша кровь – кровь сознания, кровь духа, она не передается по наследству, она синтезируется средой обитания.


Собак встречают и провожают по экстерьеру, человека по уму. Поэтому для меня оскорбителен термин «полукровка»,
особенно любимый собаководами в литературе. От этого термина веет неполноценностью.


Думаю, не ошибусь, предположив, что для Высоцкого, как и для меня, истинной верой была вера в СССР, как обитель братства народов. Евреи особенно трепетно относились к Советскому Союзу, ведь впервые за двестилет они обрели на этой земле подлинную родину.


Несостоявшийся русский аятолла Солженицын в интервью журналу «Шпигель» потребовал от евреев покаяться за Октябрьскую революцию. Да, они принимали заметное в ней участие. Но боролись за свою и за общую с другими народами свободу. Да, они входили в состав руководства страной, когда взрывали церкви. Но разве на их месте построили синагоги? Пускай собаководы, почвенники и их аятолла посчитают, сколько синагог осталось к закату Советской власти.


Так сложилось, что за столетия у лишенного земли и свободного выбора занятий народа накопился громадный интеллектуальный потенциал и идеалистические книжные представления о мире. Поэтому большинство бросилось в революцию во имя будущего братства народов, а не в Палестину во имя будущего еврейского государства. Высоцкий родился, когда еврейская молодежь, выросшая в патриархальных семьях, отказалась от своего еврейства ради будущего «единого человечьего общежития». Вслед за вождем Красной армии Львом Троцким молодые повторяли: «Я не еврей, я коммунист». И эта масса, войдя в русскоязычную среду, нарушив вековые традиции, вероятно полностью ассимилировалась бы, как писала Маргарита Алигер: «Мы забыли о своем народе, но фашисты помнили о нем». Помнил о нем и товарищ Сталин, который забыл марксистские заповеди, как писал уже Александр Твардовский: «Закон презрев, он мог на целые народы обрушить свой верховный гнев». В 1948 году он обрушил свой верховный гнев на евреев, провозгласив борьбу с космополитизмом. (Появился анекдот: «Как правильно писать: космополит или касмополит? Да пиши «еврей»). И, несомненно, напомнил бравым, боевым офицерам полковникам братьям Высоцким, что настоящее имя их отца не Владимир Семенович, а Вульф Шмульевич, и генеральских погон им не видать теперь, как своих ушей. А до ушей бравого пацана Володи Высоцкого доходили разговоры взрослых о космополитах. Может, и во дворе ребятки подсказывали. Так бурный поток всеобщего дворового сознания заполнял еврейскую форму.


В период расцвета популярности Высоцкого я не знал о национальности его отца. Говорили, что он полковник генштаба, отсюда «Штрафные батальоны». А вот откуда «Антисемиты», «Мишка Шифман», «Там на четверть наш народ» я не спрашивал, предполагая в то же время какую-то близость поэта к еврейству. Впрочем, знакомые евреи шарахались от этих предположений, невольно присоединяясь к господствующему тогда антисемитскому представлению о евреях, не допускавшему среди них молодцов типа Высоцкого и вообще героев (они, мол, в Ташкенте воевали). Сравнительно недавно мой коллега, профессор Файнер не соглашался, что герой чеченской войны генерал Рохлин еврей. «Казак», – настаивал уважаемый профессор.


В последние годы появились публикации, авторы которых доказывают, что Высоцкий – еврейский поэт (Александр Риман, журнал «Спектр», №1, 2004). Можно спорить с этим утверждением, но четверостишие, приведенное Риманом, говорит о многом:


И наяву, а не во сне
Я с ними вкупе
И гены гетто живут во мне
Как черви в трупе.


Да, окружающая среда уничтожила еврейство Высоцкого, но он помнит «откуда пошла, есть его суть».


Диаметрально противоположного мнения придерживается Константин Беляев. Он утверждает, что Высоцкий отталкивался от своего еврейства. Ложь. Вполне возможно, не афишировал среди такой братии как Беляев, но отталкиваться по сути своей не мог (не Жириновский).

Песни Высоцкого о евреях Беляев называет народными, и написал их он с позиций русского человека. Это правда. С никакой другой позиции Высоцкий писать не мог, но с позиции русского человека, относящегося к еврейским особенностям без предвзятости.


Не могу, вопит далее Беляев, представить себе еврея так страстно и безоглядно убивающего себя в запоях. Опять расхожая ложь. В начале прошлого века, во времена трех «К», во всем мире насчитывалось единицы женщин алкоголичек, сегодня их сотни тысяч. И евреев-пьяниц в начале того же века тоже практически не было, а сейчас сплошь и рядом.
Я десятки лет купаюсь зимой в проруби. Интеллигентная попутчица, в поезде рассказывая о своем соседе, сказала: «Представьте, еврей, а морж, они же себя так берегут». «А вы, что себя не бережете?», – спросил я, и она на меня внимательно посмотрела.
Ничего себе берегут: со времен Римской империи к настоящему их (нас) по самым скромным подсчетам должно быть не менее 300 миллионов.


Между Риманом и Беляевым основная масса исследователей и поклонников народного русского поэта, голоса души народной. Они не отрицают его полуеврейского происхождения, но не считают это обстоятельство заслуживающим внимания. Такое отношение ярко проявилось в передаче радиостанции «Эхо Москвы» с участием Евгения Киселева, Натальи Ивановой и Сергея Никитина, посвященной памяти Высоцкого. Когда одна слушательница, предварительно предупредив, что она «русская, русская», спросила: «Вот о Ходорковском говорят – еврей, а о Высоцком с таким же
отцом – русский». Почему-то этот резонный вопрос вызвал гнев уважаемых интеллигентов. «Очень странное, и удивительное в некотором смысле сообщение», – резюмировал Киселев. «Безумные какие-то слова, – со свойственной ей завидной категоричностью хранительницы истин в последней инстанции возмутилась мадам Иванова, – вот кого это не волновало совершенно, так Владимира Семеновича».


Волновало, достопочтенная НатальяБорисовна, не могло не волновать, хотя бы по той причине, что в разработке КГБ он именовался Луи Амстронгом еврейского разлива, а на вопрос Евгения Меерзона (кстати, не представлявшим его евреем) после потрясших мир похорон Высоцкого в олимпийской Москве к знакомому из Московского комитета комсомола: «Что там говорят о смерти Высоцкого?», тот ответил: «Что одним евреем меньше стало».


Почему молчат о еврействе Высоцкого ненавидящие его бездарные почвенники, понятно: чувствуют, что «улица их не поймет». Но почему молчат авторы, явно любящие Высоцкого и его творчество? Например, С.Н.Зубрилина («Страницы биографии», изд-во «Феникс») довольно неуклюже изворачивается, чтобы скрыть еврейские корни Владимира Семеновича. Меняет имена родственников, данные им при рождении, и помещает тут же их фото с явно выраженными семитскими чертами на лицах.


Впрочем, странное единство любящих и ненавидящих можно объяснить знаком минус у слова «еврей» в сознании российского народа. Надо убирать этот знак. Прошу понять меня правильно, я призываю к сему не из-за страха иудейского. Из страха иудейского столичные тусовщики, сидящие на игле публичности, надевают огромные кресты, как мадам Улицкая, а такие одиозные полукровки, как Дмитрий Быков и Мария Арбатова, будучи гостями Израиля, оскорбляли эту прекрасную страну и ее наполовину наш народ. Но напрасно они надеются тем самым исправить свое полукровие. Жид крещеный, что вор прощенный.


Я призываю к оповещению о подлинном происхождении Высоцкого из тревоги за судьбу моей Родины, России, ее великого русского слова. Родины не «березок да кленов», а близких мне людей самого разного происхождения, людей, благодаря которым дым отечества нам сладок и приятен, потому что мы вместе с ними дышали этим дымом, а не потому, что он похож на мед.


Я живу в центре Нижнего Тагила, города для жизни непривлекательного. Спокон веков по собственной воле здесь никто не селился. Привозили выигранных в карты крепостных, каторжников, эвакуированных.


В подворотне моего дома меня встречает надпись мелом, вложенным в детскую руку негодяем, вполне возможно присланным из центра: «Евреев – в газовые камеры».


Надо как можно скорее убирать знак «минус» перед словом еврей в сознании большинства граждан России. Это сложно, но реально. Смог же Аденауэр сменить у подавляющего числа западных немцев знак плюс на минус перед словом Гитлер. Я бываю в Германии и неоднократно встречал написанный от руки призыв «Наци рауз!». А когда собираются неонацисты, полиция защищает их от разъяренной толпы.


Ни антифашистских надписей, ни гневной антинацистской толпы у нас не наблюдается. Смена знаков требует системной работы. Эпизодические фильмы и публикации дела не сделают. Для такой системы, уверен, найдутся самые разные люди, знаменем которых является Владимир Высоцкий, чьи гены гетто не помешали ему стать истинным русским мужиком, поющей душой всего российского народа, как и другим носителям этих генов – действенными патриотами России.


ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА ВНУЧКИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО…


Ровно год назад внучка замечательного поэта Наама (Наташа) Высоцкая встала под хупу, тем самым вернувшись к корням рода Высоцких.


Генеалогия вопроса такова: в 1962 году Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой и родила ему двух сыновей. У старшего сына, Аркадия, пятеро детей, двое из которых – Владимир и Наталья живут в Америке, где Наталья окончила университет. И вышла замуж за ортодоксального еврея Шломо Теплицкого. Ее папа Аркадий Высоцкий вёл жениха под хупу.

Высоцкий не афишировал свои еврейские корни, тем не менее, это четверостишие говорит о многом:

Когда наши устои уродские
Разнесла революция в прах,
Жили-были евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.06.2013. Кровь сознания.