Фестиваль Голоса истории Вологда, 24. 06. 2014

Ольга Смирнова-Кузнецова: литературный дневник

Город пуст, парковки – в центре – свободны. Куда иду в 11 вечера с зонтом наперевес? Вологжане, наверно, спят. Тучи ходят .. Весь центр в лужах.
Но… Вот где вы! Народ весь сидел в театре! Вернее в Консисторском дворике Кремля. Прожектора! Ни одного свободного места! Тигран Оганян вытащил припасенный пакетик, постелил, присел на мокрую ступеньку возле камеры. Журналисты! Камеры! И что делать с этим объявлением «фото и видео съемка запрещена»? Знакомые и незнакомые лица тех, кто пойдет в театр - в любую погоду, в ночь! И это- несмотря на то, что завтра – на работу. Потому что им это надо. Вот таких вологжан я люблю. Я их уважаю.


Почему-то волновал вопрос комаров. Но их не было! Ни одного. Были пластиковые стулья, добрые люди со старой рекламной газетой - о, да, спасибо, идеальная теплоизоляция! И если не отвлекаться на холод, на зависть к мужчине в аляске и меховой шапке на сцене… А дождя не было! Только что-то похожее на морох в луче прожектора.


Итак, Российский академический театр драмы им. Пушкина - Александринка – приехал в Вологду. Спектакль «Ксения. История любви». Кто такая Ксения Петербужская - за нас погуглено: страничка в Википедии (в какой-то пьесе я этот прием уже читала http://www.proza.ru/2013/11/02/1932) проецируется на стену.


Ксения – женщина, страдающая за мужа своего, умершего без покаяния. Самая известная святая православного Петербурга. Необычная – считающая себя мужчиной.


Кстати, сцену, по сравнению с прошлым годом, повернули, так что опаздывать совсем нельзя – войдя во дворик, сразу появишься на сцене. Оправдан ли этот поворот сцены на 90 градусов? О да! Включенность каждого элемента в этом спектакле – стопроцентная: дверь-проем, проходы слева и справа, выход на стену, вход в стену - все было использовано на полную! И даже картинкам от проектора найден достойный белый фон. И даже батюшка выходит, как положено, - из церкви. А купола, Софийский собор стали доминантой, создающими атмосферу спектакля: меняются времена, люди, их наряды, а все, что выше – оно…
Завязка. И ряд сцен: Ксения и люди. Точнее- Ксения и время, Ксения и слово, Ксения и души человеческие. Или так: Ксения - и душа. Которая у всех похожа: ей ничего-то не нужно – кроме утешения.

Тут и прошлый век, и позапрошлый, и нынешний. И очереди в «Кресты» с передачками, и советское застойное время, и новый русский, и новообращенные (почти сатирически). И эта маленькая девочка – как единственная надежда, что и мы где-то рядом, и вот-вот, как она, увидим…


Что сказать? Крепкая, классическая драматургия, выверенная режиссура, прекрасный коллектив. Спасибо организаторам! Достойное начало фестиваля.


Спасибо Петербургу. Спасибо режиссёру Валерию Фокину. Актерам. (Артисты, вы полтора часа провели – на сыром песке и на сырых подмостках, босиком по холодным кирпичам... Как вы? Кто просушит и приведет ваше платье в порядок – ведь завтра снова спектакль?)


Фестиваль продолжается. Смотрим дальше. (В записную книжку: зонт, термобелье, термос). Да, и где бы купить одноразовый плащ-накидку? Душу знать.


На всяк случай, кто страдает клаустрофобией: аварийный выход из этого концертного зала – есть, он за зрителями, в правой стороне.




Другие статьи в литературном дневнике: