Размышления о грибах

Андрей Комлев: литературный дневник

05.06.2017г. 00:35 Вчера в очередной раз ходил в лес за грибами. Это несмотря на то, что погода скотская: дождь льёт который по счёту день, сегодня даже под град попал. Но «скотская» погода, конечно, больше в общем понимании, для меня же – идеальная: очень люблю гулять под дождём и не боюсь промокнуть.
В лесу ни души – это в плане того, что не встретилось ни одного грибника. Один, прошёлся по своим давно облюбованным и не менее позабытым местам, – поросшим за много лет травами и деревьями до неузнаваемости, – и за два дня хождения набрал в общей сложности пакет подберёзовиков. Мало, конечно, очень мало, если учесть, что землю уже пролило, кажется, до противоположного от нас континента, – насквозь.
Но я и этому рад. Грибы свежие, молоденькие, упругие, только так сегодня жареные с картошкой «ушли»! И вот теперь бы, думаешь, самое время за ними ходить, вот-вот попрут из земли один за другим; самое начало; однако...


Отправляясь в лес, встретил в подъезде соседа, от которого узнал, что в окрестных деревнях люди уже давно вёдрами грибы собирают. Охотно этому верю. Верю и не понимаю, почему в нашем-то городском лесу их нет? Обошёл все дебри и чащи, промок, как суслик, – пусто! Только на палых, гнилых сучьях и стволах дорожками растут какие-то жиденькие, сопливые поганки, как лепёшки (одна такая поганка выросла до размера кухонной тарелки и напомнила мне небольшую, но очень аппетитную пиццу). И ладно бы я, как говорится, опаздывал и передо мной уже кто-то прошёлся и собрал все грибы, так ведь нет, – даже ножки срезанной нигде не увидел: сплошь лепёшки да пиццы, пиццы да лепёшки!
Но, как и у всякого грибника, у меня есть пара своих потаённых мест, откуда я никогда не возвращался без грибов, даже в сухую погоду. С них-то и начался мой грибной сезон.


День первый.
В одном месте набрал где-то на треть пакета. Попадались как маленькие, на толстых ножках подберёзовички, – стройные, весёленькие, – так и большие экземпляры, с увесистыми, мясистыми шляпками на тонких ножках. Затем прошёл ко второму месту, и там, набрав почти такое же количество, как в первом, сделал одно важное для себя открытие. Именно: не стоит искать грибы в лесных буреломах, они растут у опушек, в редкой, высокой травке под берёзами и около них, (а мои любимые места, как раз такими и были). Только пользы мне открытие не принесло. Сколько ни плутал по округе в поисках очередных опушек, – ни одну не нашёл. Хотя места порой встречались очень заманчивые и на первый взгляд беспроигрышные.
Но в целом я остался доволен: первая в году вылазка за грибами прошла без осечек. Единственный недочёт этого дня – потерял замечательные наушники от плеера. Но абсолютно не расстроился. Куплю другие.


Всю ночь не прекращался дождь, и если мне не почудилось сквозь сон, пару-тройку раз хорошенько громыхнуло.


День второй.
Опять мне захотелось обойти вчерашние места, в уверенности, что за ночь выскочили новые грибы. И они действительно выскочили, и были даже аккуратнее и благовиднее предыдущих, а также многочисленнее. Но не слишком. Набрал чуть меньше половины пакета. По лесу решил зря не шастать и в глубь его не заходить – не ем я поганки. Тьфу!
Но вопреки обещаниям самому себе – быстренько обойти только удачливые места и вернуться домой, – залишился за много километров от города к отдалённой деревне. Вот пошатущая натура! (Это я говорю с улыбкой). Грязь, слякоть, низкое пасмурное небо, обильные кратковременные ливни, полосами, – не помеха. Ну люблю, люблю я такую погоду. Вот и замечтался...


Вообще, рассуждая сам с собой о грибах в эти дни, я думал о своих конкурентах – грибниках.
Есть такие люди, которые очень хорошо разбираются в грибах, и я к ним, увы, никак не принадлежу. Взять, к примеру, самые распространённые у нас грибы: сыроежки. Уж сколько их существует всяких видов да подвидов! И человек знающий непременно отличит сыроежку от какой-нибудь поганки: он срежет её, очистит, понюхает, чуть ли не расцелует, как бы она отвратительно не пахла и не отторгала внешним видом и, довольный, положит себе в корзину. Знаток, одним словом.
Для меня же, привыкшего собирать исключительно благородные грибы – свинухи, подберёзовики, рыжики, грузди, подосиновики, – все эти сыроежки сродни поганкам. Все на одно лицо. Я всегда их обходил стороной, обходить буду и, сверх того, – в жизни не положусь ни на один авторитет какого-нибудь осведомлённого в грибах соседа или знакомого. Так и кажется, что отравлюсь и умру. Бывает, услышишь разговор: «А я, мол, тогда-то и там-то десять вёдер грибов набрал!» По моим меркам восемь из них можно смело вычёркивать – сыроежки. В итоге остаётся только два ведра благородных грибов. И то, может быть, с натяжечкой.


О, нет-нет, я не против сыроежек, ни в коем случае! С точки зрения гастрономической я очень даже могу признать сыроежки грибами и приписать вычеркнутые восемь вёдер обратно добычливому соседу. Я только за! Огорчает меня во всём этом лишь то, что сыроежки, – ну очень уж распространённые грибы, и попадаясь на каждом шагу, во-первых, не вызывают никакого азарта их искать, во-вторых, как я уже отмечал, похожи на поганки, а в-третьих, – хрупкие, ломкие, они моментально теряют свой внешний вид. Даже оказавшись под тяжестью друг друга в корзине. В итоге домой приносишь труху, крошево.
Вот то ли дело гриб благородный! Уж он и глаз радует, и в руках его приятнее держать, и крепок он, и всегда-всегда узнаваем, как дорогой родственник. А сколько удовольствия выискивать такой гриб! Ходишь по лесу, приглядываешься: «А что, например, за этим деревом?.. или вон под теми листьями?...» Подойдёшь, тронешь палочкой, – и вот он, красавец подберёзовик; долгожданный! Смотрит на тебя, внушительный и важный… Таким и перед соседями похвастать не стыдно. Даже одним.
Не то что десятью вёдрами «пицц» да «лепёшек»…



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.06.2017. Размышления о грибах