Софрон Бурков

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Моё погружение в пушкинистику https://proza.ru/2023/10/27/981


" О Пушкине написано больше, чем о любом другом русском поэте или писателе. В русском языке даже появилось и прижилось новое слово – пушкинистика, обозначающее литературоведческую деятельность, направленную на исследование биографии и творчества Пушкина.


Пушкин в России интересен всем грамотным людям. Я имею в виду людей, не просто овладевших навыками читать, писать и считать, но умеющих, во-первых, много читать; во-вторых – часто и много думать, а также уметь делать логические выводы из своих размышлений и обобщать сделанные выводы; и в третьих – использовать полученную таким образом информацию в качестве доказательной базы тех или иных предположений по тем или иным проблемам, либо выстраивать на основе своих умозаключений новые предположения, которые, в свою очередь, будут доказаны или опровергнуты последующими изысканиями.


Поэтому совсем неудивительно, что желание узнать доподлинно, каким же он был, великий поэт России Пушкин; что, когда и как написал – столь велико и обширно: граждане России – люди, в большинстве своём, грамотные и любознательные.


Меня тоже всегда интересовали вопросы пушкинистики. Конечно же, я был наслышан о Болдинской осени, о красавице-жене Пушкина, о «кольчуге Дантеса», о настоящем фейерверке находок артефактов советскими пушкинистами. Но серьёзно заняться проблематикой пушкинистики я смог только по выходе на пенсию. Меня что-то как бы подтолкнуло прочитать Полное собрание сочинений Пушкина в 10 томах (издательство «Наука», Ленинград, 1977-1979 годы). До этого, конечно, я читал Пушкина – и сказки, и произведения по школьной программе, и отдельные стихотворения и поэмы время от времени.
Наверное, захотелось самому разобраться: почему именно Пушкин – наше всё?


Прочитал все десять томов – от корки до корки. Получил огромный заряд эмоционального приобщения к истинной литературе, к истинной поэзии. Пушкин предстал передо мною мудрым и добрым наставником, ненавязчиво ведущим в мир гармонии, света и разума, настоящим волшебником русской словесности.
Но одновременно я почувствовал раздвоенность творчества Пушкина: отдельные его произведения явно выбивались из общего ряда всегда спокойного и доброжелательного тона повествования. Эти произведения производили впечатление политической или идеологической ангажированности, удивляли своим наивным схематизмом и напыщенной декларативностью, поражали неумением обращаться со словом, особенно поэтическим.
Начал разбираться. И сделал своё первое открытие в пушкинистике: происхождение практически всех этих, диссонансом звучащих произведений, имеет весьма непростую, запутанную, построенную на предположительных размышлениях отдельных пушкинистов основу, никоим образом не подкреплённую автографами Пушкина... " - Читать всю статью.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2024. Софрон Бурков