Камушный и тесёмочно-ткацкий промыслы

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Совершенно случайно нашла интересную информацию: публикация на ПРОЗА.РУ: Клинская Русь. Хрустальная Круговщина
Валентин Стариков http://www.proza.ru/2009/04/10/28
"В печати упоминалось, что после войны 1812 года организовал успешное производство стеклянных пуговиц и брошек один пленный солдат-иностранец в селе Ростокино под Москвой, затем это дело распространил крестьянин Шишигин.
Первыми в Клинском уезде, начиная с 1850 года, этим, так называемым «камушным» промыслом стали заниматься жены и старшие дети меншиковских мастеров стеклянного дела. Применяя свечи, а позднее керосиновые лампы, находчивые женщины стали в домашних условиях по зимам изготовлять мелкие стеклянные поделки. Это были лампадки, чётки, чернильницы, склянки-коптилки, спринцовки, пуговицы, сережки, запонки, брошки, бусы, мелкие зеркальца. Так, в 1858 году инженер-экономист И.Ф. Штукенберг в своем труде по статистике России, обозревая 1800-1850-е годы, писал: «Некоторые селения в Клинском уезде делают маленькие зеркала в азиятском вкусе».
В трех деревнях Клинского уезда – в Мостках (с 1876г.), Заовражье (с 1879г.) и Елизарове( с 1871г.), все ныне в пределах Солнечногорского района, крестьяне на основе меншиковского стекла изготовляли именно такие зеркальца, вставляя их в деревянные рамки или оклеивая по краям цветной бумагой. (Однако в 1890 году это производство фиксируется только в заведении Павла Никитича Калинина в Елизарове). Вслед за ними мелким стеклянным «камушным» делом стали заниматься крестьяне Дмитровского уезда в селе Костино и деревне Прокошево.
Конкурентами по Московской губернии Круговскому (82 рабочих и 40 мальчиков) и Московскому (68 рабочих и 29 мальчиков) стеклянным заводам в тот момент были крохотные полу-домашние фабрички: Агнесы Федоровны Шлиппе в сельце Плессенском Верейского уезда, Гавриила Никитича Шишигина и Михаила Иванова в сельце Прокошеве, и Григория Терентьевича Грибкова в селе Костино Дмитровского уезда, в которых работало соответственно 9, 4, 2 и 4 человека. Но какие уж они тут конкуренты!"


О Гавриле Никитиче Шишигине дополнили сведения его правнучки (мои, Т.Г. Орловой, двоюродные сёстры): Наталья и Галина Коньковы. Он также был участником ВОВ, был сапёром, погиб - пропал без вести осенью 1941 года под Смоленском. Остались в деревне Костино его жена Прасковья Егоровна и дочь Лидия. Сын Г.Н. Шишигина, Василий Гаврилович, ушёл на фронт в 1942 году, а в 1944 году был комиссован после ранений и контузии.


Камушный промысел http://dmkray.ru/kamushnyj-promysel.html
"Камушным промыслом называется промысел по изготовлению пуговиц, бус, чёток и прочих изделий из стекла. Центром его распространения в нашем уезде были с. Костино и Прокошево. И существовало это кустарное производство уже в начале 19 века.
Обилие леса, дешевые рабочие руки и низкое плодородие земель побудило местных жителей заняться выплавкой цветного стекла, формовкой и низанием «камушков». По легенде, местные крестьяне обучились этому ремеслу у пленного австрийского солдата, когда возили дрова на продажу в Москву.
В истории камушного промысла необходимо упомянуть крестьянина с. Костино Шишигина, который первым перенёс выделку стекла в Дмитровский район (ранее стекло привозилось из Петербурга). В его производстве работало трое сыновей и три наёмных рабочих, а годовой оборот достигал 20000 рублей. В это же время в Костине появился и второй заводчик – Григорий Грибков с годовым оборотом в 12000 рублей. У него трудились семь членов семьи и два наёмных рабочих. Их продукция продавалась по окраинам России и в Бухаре.
На этих двух заводчиков работали все кустари, только 3 камушника из с. Вороново трудились самостоятельно, ограничиваясь покупкой стекла у заводчиков. Изготавливали и продавали свою продукцию (глаза) сами - игрушечникам из Сергиева Посада.
В 1915 году при участии Дмитровского Союза Кооперативов была организована Костинская трудовая артель, выпускающая не только бусы, но и пуговицы, глаза для игрушек. После революции 1917 г. на базе артели был организован завод по производству стеклянных изделий, просуществовавший до 1993 года".
Библиография:
1. Бабакин, Ю. Костинские бусы / Ю. Бабакин // Дмитровский вестник. – 1993. – 13 мая. – С. 3.
2. Соловьев, К.А. Камушный промысел / К.А. Соловьев // Промыслы Дмитровского края: краткий краеведческий очерк. – Дмитров, 1924. – С. 225-229.


В этой же рубрике имеется информация о кустарях-тесёмочниках, среди которых в деревне ПРУДЦЫ трудился и Грибков Дмитрий Ларионович, отец моей бабушки Дарьи Дмитриевны Коньковой. Дарья и её сёстры Мария и Марина помогали отцу.
"Тесёмочно-ткацкий промысел http://dmkray.ru/tesjomochno-tkatskij-promysel.html
Тесемочно-ткацкий промысел был самым распространённым в Дмитровском уезде. Он имел 5 разновидностей: позументный, аграмантный, тесемочный, бахромный, синельный. Все виды объединены общим сырьем – волокном. Его продукцией были тесьма, лента, плетение из шнура и т.д. Все это применялось для украшения мундиров, церковного облачения, одежды, мебели.
20 селений, более 60 % дворов, в Дмитровском уезде занимались исключительно этим промыслом – Пересветово, Подчерково, Прудцы, Жестылево, Орудьево, Непеино, Торговцево, Татищево, Шелепино, Бирлово, Митькино, Ярово, Яковлево, Кунисниково, Поддубки, и др.
Главным орудием производства был стан и качалка. Работа происходила в избах под шум, грохот и пыль и велась она преимущественно осенью и зимой при скудном освещении. Кустарей можно было разбить на следующие группы:
1. Кустаря, который работал у хозяина и не имел собственных орудий производства.
2. Кустаря работавшего у себя дома, имевшего собственные орудия производства, но бравшего материалы для работы у хозяина, чтобы переработав, за определенную плату, вернуть хозяину.
С войны 1914 года кустари организовывают артели.
В годы разрухи после 1917 года почти все кустари прекратили работу, она перешла к артелям, которые получали сырье от центральных кустарных объединений и Дмитровского Союза кооперативов. Самой большой и жизнеспособной оказалась Орудьевская артель. Село Орудьево – центр галунно-ткацкого промысла. Здесь в 1893 году была построена фабрика Ижванова, вырабатывающая галун (плотная лента, тесьма). В 1917 году, после Октябрьской революции, фабрика Ижванова была разграблена, оборудование испорчено. Последнего владельца фабрики П.О. Ижванова посадили в Бутырскую тюрьму, как бывшего эксплуататора. На этом заканчивается история Ижвановской фабрики, но в советское время на месте фабрики работало предприятие «Орудьево-лента».


Библиография:
1. Погожев, А.В. Позументное производство в Дмитровском уезде/ А.В. Погожев // Сборник статистических сведений по Московской губернии: Отдел санитарной статистики.– М.: Типография А. Карцева, 1883.– Т.3.Вып.7. – С.129-254.
2. Прусский, Я. Галунно-позументный промысел в Дмитровском уезде / Ян Прусский // Дмитровский вестник. – 2006. – 20 июня. – С.3.
3. Соловьев, К.А. Тесемочно-ткацкий или галунно-ткацкий промысел / К.А. Соловьев // Промыслы Дмитровского края: краткий краеведческий очерк. – Дмитров, 1924. – С. 219-225.


20 октября 2017 года. Интернет-находки. http://www.derevenka.su/page68.html
Нынешнее селение Большое Прокошево издавна принадлежало Борисоглебскому монастырю и располагалось совсем рядышком с большим селом Костино. Деревня Прокошево впервые упоминается в исповедных книгах 1751 года, где вместе с деревней Костино значилась по ассауровскому церковному приходу: «в Костине – 20 дворов, 169 крестьян; в Прокошеве – 6 дворов, 56 крестьян». В 1764 году был принят закон о секуляризации монастырских и церковных владений, по которому они с крестьянами были переданы во владения государственной коллегии экономии. Среди них значились деревни Костино и Прокошево.
В них тогда насчитывалось 35 дворов и 267 крестьян, из них 125 душ мужского пола. После этого бывшие монастырские селения Костино и Прокошево стали называться «экономическими» и вошли в состав Озерецкой экономической волости.


После секуляризации костинские и прокошевские крестьяне получили по закону в свое пользование почти всю землю Борисоглебского монастыря. Но в основном это был лес и кустарниковые заросли. Крестьянам из Прокошева секуляризация дала возможность подыскивать работу в городах на фабриках и заводах. Данные о росте числа дворов и количестве населения свидетельствуют о том, что крестьяне из Прокошева оседали «в своих селениях», занимаясь, наряду с сельским хозяйством, домашним кустарным промыслом. Этим промыслом стал камушный (выделка изделий, главным образом, украшений из цветного стекла). Мощный толчок развитию камушного промысла в округе дала отмена крепостного права в 1861 году и вступление России на путь капиталистического хозяйства. Во многих семьях, кроме земледелия, промыслами занималось почти 60% взрослого населения.


В 1880 году в селе Костино имелась стеклянная и бусово-пуговичная фабрики Грибкова, а в Прокошеве – Шишигина. В их руках находилось все местное камушное производство. Мужчины были заняты литьем стекла и изготовлением из него изделий, а женщины нанизывали камушки на проволоку, пробивали пуговицы, нашивали на картон. Материал брали от Шишигина с веса, сдавали так же с веса, а расчет получали с тысячи ниток. Шишигин перенес выплавку стекла в Дмитровский уезд (ранее стекло вывозилось из Санкт-Петербурга). В 1915 году в Костине была создана трудовая артель камушников, включившая в себя 20 человек кустарей – бывших рабочих Грибкова и Шишигина. Они заключили между собой договор о создании «Костинской трудовой артели по изготовлению стеклянных изделий». Старостой избрали крестьянина деревни Прокошево И.В. Шишигина, помощником – А.В. Майорова. В 1916 году артель заключила договор с Елизаветинским комитетом больных и раненых воинов на поставку изделий для армии. После создания артели основным средством к существованию оставался камушный промысел.
По сведениям Всесоюзной переписи населения 1926 года в деревне Большое Прокошево проживало 636 человек: 291 душа мужского пола и 345 душ женского пола.
Сегодня едва ли наберется десяток семей, проживающих здесь постоянно.
http://www.derevenka.su/page68.html


Из истории сёл Повельского стана
В о р о н о в о Повельского стана. Об этом селе говорится в духовной великой княгини Елены 1438 г.: „а внуку свою благословляю княгиню Марию Иванову селом Вороновьским в Дмитрове... до ее живота, а по животе ино то внуку моему Василью“ (Собр. Г.Г. и Д., I,№ 82). По приправ, книгам 1562 г. принадлежало уже Рождественскому Девичью монастырю в Москве, что за Неглинною. В первой половине XVII в. при Воронове была пустошь, „что был погост Федотовской“ (Переп. кн. 7136).


П р о к о ш е в о Повельского стана. В 1531 г., как видно из описания границ села Внукова, деревня Прокошева принадлежала князю Давыду Даниловичу (Хромому). - Чтения, 1894, III, смесь, грам. 1531 и 1551 г.


П р у д ц ы Повельского стана. В первой половине XVII в. обозначалось так: „за подьячим за Петром Самоновым (что было в вотчине за Семеном Вельяминовым), а после было в помесье за дьяком да за братом ево родным за Иваном Ларионовыми селцо Прудцы“ (Пер. кн. 7136).





Другие статьи в литературном дневнике: