Иначе о Ланском П. П.

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Иначе рассуждая:
Так что же происходило с Петром Ланским после 1836 года, если происшествия с Савельевым как-то повлияли на развитие событий?
Уместно процитировать письмо Натальи Николаевны к Ланскому:
«А ты сам помнишь ли, как ты был холостяком, - я называю холостяцкой жизнью, когда ты был один после твоего страстного увлечения, - твоё сердце было ли удовлетворено, не искало ли оно другой привязанности?»
В книге Вадима Старка «Наталья Гончарова» есть строчки, отвечающие разумному взгляду на проблему «первого знакомства»: «Наталья Николаевна, как и Пушкин, не могла не быть знакомой с Ланским: они встречались в свете, в том числе на придворных балах, на которых тот непременно присутствовал не только как ротмистр Кавалергардского полка, но и на правах флигель-адъютанта Николая I. Однако, тогда их внимание не было обращено друг на друга. Вполне возможно, что Пушкин и Наталья Николаевна могли встречаться с П.П. Ланским и на вечерах у князя Одоевского в доме Ланских. … Женщину, в которую был влюблён Ланской, её дочь не называет; но поскольку она говорит, что именно той он «посвятил лучшие годы молодости», то при сопоставлении со сказанным Араповой в другом месте о поклонении Ланского Идалии Полетике очевидно, что и в данном случае речь идёт о ней. Их роман ни для кого в свете не был секретом. Наталья Николаевна не только была кузиной Идалии Полетики, но и дружила тогда с ней и, следовательно, не знать о её романе не могла».


Нужно заметить, что Идалия вполне могла и сама рассказывать Ланскому о Наталье и сёстрах Гончаровых. Инцидент с влюблённым поручиком Савельевым, конечно же, внёс разлад в их отношения.
Не возможно ли, что и последующие события вокруг дуэли Пушкина и Дантеса, где для Петра Ланского проявились особенности отношений Идалии и её «верных» кавалергардов, стали последней каплей для него, полковника и флигель-адъютанта, состоящего при свите Его Императорского Величества?
Но этот промежуток времени после разрыва с Идалией - с 1836 года до 1843-го - мог стать для Ланского временем поиска «другой привязанности», о которой напоминала позднее в письме к нему Наталья Николаевна. Говорить о «холостяцкой жизни» в такой небольшой период времени, как приблизительно 1843-1844 вряд ли уместно, тем более, что его время было занято поправлением здоровья. Поэтому есть вероятность, что место Идалии в сердце Ланского после 1836 или 1837 года могло быть занято другой женщиной, о чём и напоминала Наталья Николаевна мужу, посвящённая в эту тайну.
Итак, известное нам, легендарное, «знакомство» Петра Ланского и Натальи Пушкиной произошло вероятнее всего именно так, как его решил сам государь Николай I: он позаботился о том, чтобы устроить личную жизнь вдовы поэта Александра Сергеевича Пушкина. И, может быть, напомнить Петру Ланскому об «одной даме», которая страстно дружила с «верным» Дантесом, оказалась «жалкой» рядом с «влюблённым» Савельевым, изменила с кем-то неизвестным ему и навсегда возненавидела Пушкина.



Другие статьи в литературном дневнике: