П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении(Программа обучения кинохудожника: Программа обучения Впрочем, многие операторы настаивают на том, чтокомпозиция кадра полностью зависит от интуиции и базируется на субъективных представлениях. Хотя даже при поверхностном анализе, скажем, вечерних телепередач мы обнаружим завидное однообразие композиционных решений. Конечно, существуют исключения и нестандартные решения. Цель книги сопоставить исключения и нестандартные решения с общими законами построения композиции кадра. Глава 1 ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА? Что мы понимаем под «хорошей композицией» и какие функцииона в себе несет. Эта книга посвящена процессу организации пространства вокруг находящихся в кадре объектов для достижения максимального зрительного эффекта. Объект съемки:— это основной элемент кадра, но многие операторы, пытающиеся решить проблему зрительных отношений (вот вам еще одно определение композиции), вынуждены работать с заранее заданным объектом. Обычно роль оператора сводится к выбору наилучшего способа преподнесения уже имеющегося материала. Композиция любого удачно отснятого кадра может быть оценена по нескольким определенным критериям. Глава о восприятии посвящена тому, какое изображение привлекает и удерживает внимание и как соотносится природа человеческого восприятия с группированием видимых элементов. Выбор оператором определенной перспективы, границ кадра и декоративных элементов зависит от общей цели съемки; создание грамотного соотношения и поддержание структуры элементов внутри кадра облегчают задачу передачи желаемого сообщения и совершенно необходимы для установления нужной атмосферы. Вопрос в том, как соотносятся целостное изображение и составляющие его компоненты. Освещение, цветовой баланс, место действия и перемещение съемочной камеры — все это оказывает влияние на композицию, но целостная картина не может быть объяснена через элементы. Динамичную, несущую определенный энергетический заряд картину не Чтобы ответить на вопросы о соотношении изображения и контекста, о взаимосвязи между предыдущим и последующим кадрами, о формировании единого стиля про Существует множество факторов, влияющих на формирование пространства кадра, поэтому для описания общих композиционных принципов и общепринятых правил передачи зрительной информации в рамках того или иного контекста мы будем опираться на работу практиков кино. Итак, как же возникли и сформировались эти правила? Отвечатьна этот вопрос мы будем главным образом с точки зрения голливудской традиции кинопроизводства, в основе которой лежат «скрытые технологии». Эти технологии лежат в основе создания неделимой картиныповествования. Они были вызваны необходимостью обеспечения незаметных переходов, а движение съемочной камеры не бросалось в глаза. Было разработано огромное количество «скрытых Все подобные технологии основываются на общем принципе: внимание зрителя должно концентрироваться на действии, а не на механизме съемок. Существует много способов монтажа различных кадров, позволяющих концентрировать внимание зрителя именно на основных визуальных элементах внутри кадра, а не на фоновых объектах что, в свою очередь, дает возможность плавно перемещать камеру с одной точки съемки на другую, не привлекая внимания аудитории. Впрочем, существуют и общепринятые технологии, позволяющие привлечь внимание зрителя к способу преподнесения материала. Одна из таких альтернативных технологий построена на непрерывном движении съемочной камеры, панорамирующей объект за объектом. При этом не делается даже попыток смягчить переход В производстве большей части зрелищной теле- и кинопродукции преобладает голливудская модель «скрытых технологий». Построение композиции зависит от множества факторов, которые время от времени взаимодействуют и накладываются друг на друга. Пытаясь выделить и описать основные элементы изображения, мы часто сталкиваемся с необходимостью вновь и вновь обращаться к базовым условиям построения композиции с точки зрения конкретного визуального решения. В основе целостного изображения лежит единство всех его элементов. Говоря о принципах построения изображения, не всегда представлялась возможность описать тот или иной принцип в отдельном разделе. © Copyright: Женя Портер, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|