П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении

Женя Портер: литературный дневник

(Программа обучения кинохудожника: Программа обучения
теория и практика мастерства художника кино и телевидения, комбинированных кадров и спецэффектов, анимации и компьютерной графики, живописи, рисунка, анатомия, перспектива, история и теория изобразительных искусства, кино, телевидение, театра, история материальной культуры и быта... http://www.gitr.ru/about/1176/1188/)


Композиция — это организация видимых элементов внутри кад­ра, это основа всей зрительной коммуникации. Эта тема редко за­трагивается на кино- и телеоператорских курсах, где обучение ос­новывается на примерах, а главным принципом считается интуи­ция или чутье.


Впрочем, многие операторы настаивают на том, чтокомпозиция кадра полностью зависит от интуиции и базируется на субъективных представлениях. Хотя даже при поверхностном ана­лизе, скажем, вечерних телепередач мы обнаружим завидное однообразие композиционных решений.


Конечно, существуют исклю­чения и нестандартные решения. Цель книги сопоставить исключения и нестандартные решения с общими законами по­строения композиции кадра.


Глава 1
ВСТУПЛЕНИЕ


ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА?
Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в кадре элементов, придающих изображению убедительность и целост­ность. Единство изображения достигается особым соотношениемлинии горизонта, предметов, цвета и света, которое приятно глазу.


Что мы понимаем под «хорошей композицией» и какие функцииона в себе несет.


Эта книга посвящена процессу организации про­странства вокруг находящихся в кадре объектов для достижения мак­симального зрительного эффекта. Объект съемки:— это основной элемент кадра, но многие операторы, пытающиеся решить пробле­му зрительных отношений (вот вам еще одно определение компози­ции), вынуждены работать с заранее заданным объектом.


Обычно роль оператора сводится к выбору наилучшего способа преподнесе­ния уже имеющегося материала.


Композиция любого удачно отснятого кадра может быть оцене­на по нескольким определенным критериям. Глава о восприятии по­священа тому, какое изображение привлекает и удерживает внима­ние и как соотносится природа человеческого восприятия с группи­рованием видимых элементов.


Выбор оператором определенной перспективы, границ кадра и декоративных элементов зависит от общей цели съемки; создание грамотного соотношения и поддержание структуры элементов внутри кадра облегчают задачу передачи желаемого сообщения и совер­шенно необходимы для установления нужной атмосферы.


Вопрос в том, как соотносятся целостное изображение и составляющие его компоненты.


Освещение, цветовой баланс, место действия и перемещение съе­мочной камеры — все это оказывает влияние на композицию, но целостная картина не может быть объяснена через элементы. Дина­мичную, несущую определенный энергетический заряд картину не­
возможно адекватно проанализировать, выделяя конкретные части; кадр не существует сам по себе.


Чтобы ответить на вопросы о соот­ношении изображения и контекста, о взаимосвязи между предыду­щим и последующим кадрами, о формировании единого стиля про­
грамм, связанных общим жанром, о влиянии современной моды и представлений о стиле, мы должны обратиться к понятию компози­ционной структуры.


Существует множество факторов, влияющих на формирование пространства кадра, поэтому для описания общих композиционных принципов и общепринятых правил передачи зрительной информа­ции в рамках того или иного контекста мы будем опираться на рабо­ту практиков кино.


Итак, как же возникли и сформировались эти правила?


Отвечатьна этот вопрос мы будем главным образом с точки зрения голливудской традиции кинопроизводства, в основе которой лежат «скрытые технологии».


Эти технологии лежат в основе создания неделимой картиныповествования. Они были вызваны необходимостью обеспечения незаметных переходов, а движение съемочной камеры не броса­лось в глаза. Было разработано огромное количество «скрытых
технологий», которые вошли в повседневную практику кино-, а поз­ же и видеосъемок.


Все подобные технологии основываются на общем принципе: вни­мание зрителя должно концентрироваться на действии, а не на меха­низме съемок. Существует много способов монтажа различных кад­ров, позволяющих концентрировать внимание зрителя именно на ос­новных визуальных элементах внутри кадра, а не на фоновых объектах что, в свою очередь, дает возможность плавно перемещать камеру с одной точки съемки на другую, не привлекая внимания ауди­тории.


Впрочем, существуют и общепринятые технологии, позволяю­щие привлечь внимание зрителя к способу преподнесения материа­ла. Одна из таких альтернативных технологий построена на непре­рывном движении съемочной камеры, панорамирующей объект за объектом. При этом не делается даже попыток смягчить переход
от плана к плану. Внимание зрителя намеренно привлекается к сти­лю передачи изображения. Этот подход противостоит голливудской традиции «скрытых технологий», обеспечивающих плавность и не­ прерывность перехода от кадра к кадру. Он имеет множество воп­лощений, каждое из которых следует рассматривать отдельно.


В производстве большей части зрелищной теле- и ки­нопродукции преобладает голливудская модель «скрытых техноло­гий».


Построение композиции зависит от множества факторов, кото­рые время от времени взаимодействуют и накладываются друг на друга. Пытаясь выделить и описать основные элементы изображе­ния, мы часто сталкиваемся с необходимостью вновь и вновь обра­щаться к базовым условиям построения композиции с точки зрения конкретного визуального решения.


В основе целостного изображения лежит единство всех его элементов. Говоря о принципах построения изображения, не всегда представлялась возмож­ность описать тот или иной принцип в отдельном разделе.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.02.2016. П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении
  • 18.02.2016. Цитаты