Руми. Поэт - Суфий, 13 век.

Илия Прохожий: литературный дневник

Ищи! Знай, что поиск - основа удачи.
От верности сердца зависит успех.
Не жди в мире тленном достойных утех.
Проси небеса, и решатся задачи.


Коль сердце очистишь от ржавчины ты,
Молитвы достигнут любой высоты.


Философ - что раб восприятья ума.
Его интеллект - шелуха... пыль сама…
Чернит письменами он белы листы,
Не зная реальности Света черты...



Я, словно сокол, в этот мир с руки Царя слетел...


Я, словно сокол, в этот мир с руки Царя слетел,
Я там, куда меня Сам Бог направить захотел!

Я ниспадал – и восходил с добычей до Сатурна,
Я девять сфер и семь небес мгновенно облетел!

Я охранял пресветлый Рай задолго да Адама,
Я среди гурий ликовал до сотворенья тел!

Еще премудрый Соломон на свет не появился,
А я, всех джиннов покорив, его кольцом владел!

Вступал я в пламя – и оно, как роза, расцветало,
И по моим следам огонь бутоном ярким рдел!

Ниспал жемчужиной с небес я в море плотской жизни,
Но воспарю – и возвращусь в бессмертный свой удел!

Миры, эпохи и века напев мой повторяют:
Я – Шамс, я первый эту нить в ушко веков продел!..


Притчи. О том, как старик жаловался врачу на свои болезни.



Старик сказал врачу: «Я заболел!
Слезотеченье… Насморк одолел».


«От старости твой насморк», - врач сказал.
Старик ему: «Я плохо видеть стал».


«От старости, почтенный человек,
И слабость глаз, и покрасненье век».


Старик: «Болит и ноет вся спина!»
А врач: «И в этом старости вина».


Старик: «Мне в пользу не идет еда».
А врач: «От старости твоя беда».


Старик: «Я кашляю, дышу с трудом».
А врач: «Повинна старость в том и в том.


Ведь если старость в гости к нам придет,
В подарок сто болезней принесет».


«Ах ты дурак! - сказал старик врачу. -
Я у тебя лечиться не хочу!


Чему тебя учили, о глупец?
Лекарствами сумел бы врач - мудрец


Помочь в недомогании любом,
А ты - осел, оставшийся ослом!..»


А врач: «И раздражительность твоя
От старости, тебе ручаюсь я!»


Рассказ о винограде.



Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб, -
Я не хочу ангур! Хочу инаб!»


А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узум!»


«Что вы за люди! - грек воскликнул им, -
Стафиль давайте купим и съедим!»


И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.


Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.


Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.


О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.


«На ваши деньги, - он сказал бы им, -
Куплю, что нужно всем вам четверым,


Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!


Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!


Слова несведущих несут войну,
Мои ж — единство, мир и тишину».
***
О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?..



О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?
Моя религия – не Крест, не Иудейство, не Ислам.


Я все стихии перерос, я вышел из-под власти звезд,
Юг, север, запад и восток – не для меня, не здесь мой Храм!


Твердь и вода, огонь и дух – к их мощным зовам слух мой глух,
Я тотчас всё, чего достиг, за новую ступень отдам!


Не страшен мне горящий ад, не жажду райских я наград,
Я узы крови развязал – и я не сын тебе, Адам!


Я – вне событий и имен, я превозмог закон времен,
Я в каждом встречном воплощен – и неподвластен я годам!


О молящиеся! Бога не вмещает небосвод…



О молящиеся! Бога не вмещает небосвод:
Осознайте и поймите – Бог всесильный в вас живет!


Вы – свидетельство о Боге, цель и замысел Творца,
Вы – священного Корана воплощенье и оплот!


Вы – стиха святого буквы, только в целом этот стих
Лицемерный толкователь не осмыслит, не поймет!


В вас – поток бессмертной жизни, ваши души не умрут,
Вы – престол Живого Бога посреди земных красот!


Вы Творца найти хотите, а ведь Он – у вас в душе,
Мысль высокую Аллаха – облик ваш передает!


Чтобы в сердце, как в зерцале, отразился Божий Лик,
С сердца ржавчину сотрите мелких, низменных забот!


Пусть в омытых ваших душах навсегда, как у Руми,
В цветнике любви сердечной образ Друга расцветет!..


Он был именно там.
-------------------


Крест испытал я и христиан,
до самых глубин дошел.
Тщетно искал. На кресте Его нет.
Там я Его не нашел.
В храме индусском я побывал,
в пагоде древней искал.
В них я опять не нашел и следа.
Вновь не туда попал.
В плато Герата и Кандахар
вглядывался в упор.
Нет Его здесь ни в долинах рек,
ни на вершинах гор.
Без колебаний путь проложил
К пику мифической Каф.
Там на вершине видел гнездо
сказочной птицы Анка.
В Мекку добрался, в Каабе искал.
Не было там Его.
У Авиценны спросил, но о Нем
философ не знал ничего.
В сердце свое обратил я взор.
Тут только понял сам:
Места другого нет для Него.
Он был именно там.




Другие статьи в литературном дневнике: