Галина Белозуб - За что мужчины любят женщин

Наталья Малинина Исаева: литературный дневник

Статья психолога Галины Белозуб.


Какую газету или журнал с советами не возьми почти везде о том, как стать счастливым. Нужно улыбаться, радоваться, довольствоваться тем, что есть и еще много всего правильного и очень даже конкретного. И никто, а тем более я, с этим спорить не собирается. Но я предлагаю вам немножко поглубже заглянуть в нашу психику и в нашу душу, что для меня разное. И попытаться понять, что же делает человека несчастным и как стать счастливым.


Человек рожден для счастья как птица для полета. Так думал русский писатель В.Короленко. И не только он. У многих из нас возникла вредная иллюзия, что как природа создавала птицу для полета, так и человека для счастья. Отнюдь, как сказала бы графиня из анекдота, у природы такого и «в мыслях» не было. Ей бы только создать особь, которая выживала бы и размножалась. Для этого природа снабдила человека психикой. Психика занята тем, что отвечает, как сейчас модно говорить, на вызовы внешней среды, то есть решает проблемы по мере поступления. Психика следит за тем, чтобы индивид был сыт, обут, одет (т.е. не мерз как волчий хвост), чтобы был в безопасности и в «стае» своей занимал соответствующее ему место, а лучше бы даже и повыше.
А вот об счастье своем заботьтесь сами. Потому как психика наша озабочена только угрозами, вызовами и т.д., а потому внимание наше постоянно нацелено на проблему. Если ее нет, то на поиски проблемы, затем на мучение от этой проблемы, наконец, ее решение и радость от решения. Алгоритм наглядно представлен в анекдоте про мужика в пивбаре. Поэтому, если мы с вами гуляем по Екатерининскому парку Царского села, а в ботинок попал острый камешек, то… Представили? Красоты отойдут на второй план, пока мы не вытряхнем этот камешек из ботинка. И не до ухаживаний и ни до галантности ученику кулинарного техникума, если ты только что наелся арбуза, а маленького домика поблизости нет. В общем, психика наша занимается вылавливанием только минусов. Среди минусов вряд ли можно почувствовать себя счастливым. Как это противоестественно. Но счастливым-то побыть хочется!
А я вам открою секрет, как тут исхитриться, чтобы быть счастливым. Совсем просто - нужно минус превращать в плюс. Да, у меня не много одежды, зато каждая покупка доставляет такую радость, которой уже нет у пресыщенных людей. Да, у меня не очень хорошее здоровье, но ведь болезни укрепляют мой дух, значит, они идут мне на пользу. Примеров здесь так много, что я остановлюсь. Потому что каждый миг моей жизни, - это перевод минуса в плюс. Итак, с этим вроде бы разобрались - не позволим погрузить нас в мир минусов и проблем. Будем пробиваться к солнцу, будем пробиваться к счастью.
Но вылавливанием проблем наша психика не ограничивается. Основная ее задача, - это адаптация. Мы сами адаптируемся к окружающей среде, но и среду эту пытаемся адаптировать к себе. И нам больше нравится лозунг «Машины времени» «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», чем другой вариант. Конечно, комфортнее, если мир «прогнется». Но сделает ли нас это счастливыми? Я хочу показать этот механизм «подгибания под себя» на примере перековки, переплавки наших близких, то есть, как их сделать удобными для себя. И поэтому психика наша настроена на то, чтобы вылавливать в людях недостатки (с нашей точки зрения) и бороться с ними всеми приемлемыми, иной раз и неприемлемыми способами. Необходимо отметить, что процесс искоренения недостатков в другом человеке бесконечен, потому что нет предела совершенству. Но делает ли это нас и наших близких счастливыми? Очень сомнительно, что «в борьбе обретешь ты счастье свое». Для того быть счастливым среди людей и помочь стать счастливым другому, нужно уметь противостоять механизмам работы психики.
Нужно «окружить» себя хорошими людьми. Не положительными, которые делают все как положено, а хорошими, т.е. людьми с которыми вам хорошо. Где же, скажете вы, столько хороших людей набрать? На всех хороших людей не напасешься. А я вас научу, это очень просто. У каждого человека есть недостатки, но при этом и много достоинств, много хорошего, вот с этим хорошим мы и будем общаться. Вот, например, человек веселый оптимистичный, но при этом несколько такой прижимистый, жадноватый. А какое нам дело до его прижимистости? Мы не будем от него ждать никаких подарков и в долг просить не будем. Но зато будем радоваться его оптимизму, чувству юмора. Другой, наоборот, щедрый благородный, но при этом такой всегда унылый, депрессивный. Мы будем ценить в нем его благородство и щедрость и при этом будем стараться поднимать ему настроение. И, конечно, с проблемой лучше пойдем к оптимисту, который над этой проблемой может быть даже и посмеется и все страхи развеет, а вот если надо будет в долг взять, обратимся к щедрому. Есть люди беспечные, веселые с ними хорошо именины праздновать. Но вот с обязательностью у них напряженка, а потому сделки с ними заключать, - значит, яму себе копать. И так далее. Остальное вы сами домыслите. Главное сделать вывод и сформулировать для себя правило: ожидать от человека следует только то, что он может дать и не требовать от него того, на что он категорически не способен. Французский философ Гельвеций так и вообще был категоричен: «Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать». Вот ведь как.
Как же нам свои глаза на достоинства направить, а недостатки просто не замечать? Вы, наверное, обратили внимание на то, что всех людей можно разделить на две категории. Одни все время всем недовольны, все ворчат и бурчат, а другие, наоборот, при том же раскладе, не ворчат, а урчат от удовольствия. Да, скажите вы, кому-то повезло. Это, верно, может быть кому-то и повезло, да кто же нам с вами мешает в число этих везунчиков пролезть?
А еще счастливый человек, это благодарный человек. Знаете, некоторые люди, живут в мире, где им все всё должны. Они об этом точно знают. Да вот беда, другие, те, которые должны, этот долг принять на себя ну никак не хотят. И представляете как обидно, ты, например, считаешь, что тебе правительство должно, а оно про этот долг ни сном, ни духом. И расскажу я вам об этом обо всем как всегда на примере. Жили были «А» и «Б». Только, конечно, ни на какой трубе они не сидели. Потому что были женщинами замужними и уважаемыми. И мужья у них были, как сейчас говорят, людьми обеспеченными. А, на мой взгляд, так богатыми. «А» (алчность) было 48 лет, а «Б» (благодарность) - 46. И вот настигла их одна и та же беда. Увлеклись их богатые мужья молодыми женщинами. И не просто увлеклись, а образовали с теми новыми женщинами новые семьи. Не сразу узнали «А» и «Б» об измене своих мужей. Но, как узнали, и та, и другая предложили своим мужьям с вещами на выход. Мужья спорить не стали и отправились к молодым, вновь обретенным пассиям. Но и своих бывших жен мужики не оставили без внимания. Женам гарантировано обеспечивался прежний уровень жизнь. И это несмотря на то, что в новой семье им за это здорово попадало, приходилось выдерживать напор молодых избранниц, которые совершенно аргументировано объявляли такое положение дел неприемлемым. И возразить мужчинам было нечего. Действительно, бывшим женам были оставлены квартиры и машины, шубки, бриллианты и т.д., да и кой-какие сбережения на черный день. Но все это присказка, а сказка моя вот о чем. «А» пребывала в мире, где ей все должны. Дети должны были ее любить, муж содержать, друзья помогать. Все у нее кругом были в долгах, как в шелках. И когда к ней приходил муж, она встречала его только упреками и слезами, скандалами и истериками и сама она была глубоко несчастна. Она жила в мире, где бессовестные люди никак не хотели забыть полностью о себе и посвятить себя служению «А».
«Б» была совсем другая. Узнав об измене мужа, она долго горевала и плакала, она страдала, но не злилась. И жила «Б» совсем в другом мире. В ее мире никто ей ничего не был должен. Она говорила мне: «Мы взрослые люди. Я здорова, работоспособна и должна обеспечивать себя сама. Я не работала, растила детей, но теперь дети выросли, и я вполне могу пойти работать, но, честно говоря, мне не очень хочется. И я так благодарна мужу, что он дает мне возможность жить в свое удовольствие, что он помогает детям, что купил мне тур в Римини». Когда к «Б» приходил бывший муж, она встречала его с радостью, ни в чем его не упрекала. Что ж делать, - говорила она, - жизнь есть жизнь, он полюбил другую. Она никогда у него ничего не просила, а за все, что он для нее делал, очень благодарила. И знаете, она жила счастливо, у нее был мир в душе, не было в ее душе ни злобы, ни ненависти, а было принятие жизни такой, какая она есть, и принимала она от людей то, что они давали ей не как долги, а как подарки.
И вот переходим к следующему механизму работы нашей психики, которому тоже нужно противостоять, чтобы быть счастливым и никак иначе.
Где находится человеческое счастье? В чем оно заключается? Очень часто человек думает, что счастье его зависит от внешних обстоятельств. Точнее от владения чем-то. Это у нас от хомячков и белочек и даже всяких там крысок. Психика озабочена тем, чтобы особь жила и выживала не только в благоприятные для нее дни, но и тогда, когда холодно и голодно. А для этого нужен запасик. А потому счастливый хомячок тот, у кого не только за щечкой, но и в норке что-то припрятано. Вот нам кажется, что чем больше будет в нашей норке и чем больше будет сама норка, тем более счастливыми мы будем. Часто можно услышать: и чего она жалуется, чего ей не хватает, у нее же все есть? И когда мы говорим, что богатые тоже плачут, мы говорим это с некоторым удивлением. А чего им плакать? У них же все есть, они же богатые?
Вот, - мечтаем мы, - был бы у меня Харлей Дэвидсон и был бы я счастлив. Или, например, вышла бы я куда-нибудь в норковой шубке, все бы на меня посмотрели и упали, вот было бы счастье. Да, чего уж тут отрицать, когда приобретаешь вожделенную вещь, некоторое время ты чувствуешь глубокое удовлетворение. Но потом оглядываешься вокруг и понимаешь, что кроме Харлея Дэвидсона есть еще Феррари, а шубки бывают не только из норки, но еще и из шиншиллы, в общем, нет предела совершенству. Если у вас прекрасная квартирка, то все-таки отдельный дом лучше. И в этой погоне за счастьем, которое упрятано в какую-то вещь, нет конца, погоня, погоня, погоня… Вот такие люди и говорят, что счастье это краткий миг, чего очень сильно хотел, получил, воспарил, а потом снова грохнулся оземь. Потому что такие люди не умеют довольствоваться тем, что имеют. Может вначале трудно принять такую формулу: богат не тот, кто много имеет, а том кому достаточно того, чем он обладает. Так же и счастлив человек, который довольствуется тем, что имеет. Это не значит, что не нужно ни к чему стремиться, важно, как вы себя при этом чувствуете. Можно чувствовать себя счастливым, но все равно ставить перед собой цели, и стремиться достичь их. А можно поместить счастье за горизонт и бежать к нему изо всех сил, чувствуя себя при этом глубоко несчастным. Мораль всех этих моих рассуждений такова: счастье это не имение, а умение, умение получать удовольствие от того, что у тебя есть, и умение радоваться.
Вот здесь мы переходим к самому важному аспекту всей моей «проповеди» и самому ценному для меня в человеке качеству, - это умению радоваться. Кому-то это дано от рождения, но большинству нужно этому учиться. Потому что учиться радоваться нужно мелочам. Лучше всего даже постоянно поддерживать в себе это состояние тихой радости и любви. К сожалению, опять-же природой это не запланировано, эта наша тихая радость. У каждого из нас есть центр удовольствия, который «заработает», если нам удастся хапнуть что-то покрупнее, чем у соседа или избавиться от неприятности. Поэтому не надейтесь на матушку природу, в общем, не стоит ждать милостей от природы, взять их наша задача.
Конечно, мы с вами испытываем разные чувства, которые называем счастьем. Влюбленность, достижение результата, к которому стремились, радость открытия, приятность откровенного разговора, облегчение от избавления от какой-то неприятности и т.д. Но все это практически миг.
А я-то не за тем пишу. Я полагаю, что можно быть в счастливом, гармоничном состоянии, конечно, не все время, но почти все. Вот чтобы перевернуть обычное положение вещей: чтобы уныние, подавленность, раздражение - это только миг, а состояние душевного покоя, гармонии и тихой радости, - все остальное время. Для этого нужно (только и всего!) перенастроить свою психику. Как только она пристроиться какую-нибудь проблему обсасывать и жевать, тут же задать себе вопрос: а проблема ли это? В моих ли силах ее решить? И стоит ли портить себе настроение, а окружающим жизнь своим настроением, если это вовсе и не моя проблема? И опять мне в голову лезут примеры с гавканьем на наше правительство, наших депутатов и совсем уже не наших олигархов? Ведь мы испытываем обиду и раздражение от несправедливости устройства мира, при этом ни кому-нибудь, а себе дорогому и единственному нагоняем в кровь адреналин, кортизол и другие вредные для здоровья «биологические добавки». Давайте остановимся, и не будем злиться и пыхтеть по поводу того, что нам не досталась нефтяная скважина, а давайте порадуемся тому, что мы с вами при такой-то красоте и без охраны. У нас нет скважины, но есть совершенно бескорыстная любовь и дружба наших близких (а какая им от нас корысть?), спокойная совесть и мир в душе.
Выращивайте в душе любовь. Самое лучшее косметическое средство. Никакие кремы не спасут лицо, изуродованное отрицательными эмоциями. Обреките себя на постоянный поиск радостей. Маленьких радостей. Нет, от проблем тоже не следует отмахиваться, их надо решать. Но не мусолить! Не холить и лелеять. Разгрыз очередную проблему и порядок. И снова радуешься. Но даже если проблему вашу решить сил человеческих не хватает, все равно радуемся. Заведите себе такой бинокль, который радости будет увеличивать, а печали и горести уменьшать.
И не надейтесь, что счастье вдруг постучит вам в дверь, самостоятельно настраивайте себя на радость, на любовь, на благодарность, а за ними и счастье придет. Постоянно работайте, корректируйте, перенастраивайте работу нашей психики, если так резко сказать, то учитесь противостоять ее механизмам! И все время помните слова гениального Шопенгауэра: «Есть одна только врожденная (у всех) ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья».


Галина Белозуб



Другие статьи в литературном дневнике: