Космос любви

Кедров-Челищев: литературный дневник

статья Константина Кедрова из журнала "Эхо планеты".


Статья была уже готова к печати, как вдруг стали приходить сообщения информационных агентств о том, что две трети массы нашей Вселенной, которые никак не могли найти, наконец-то нашлись.


Как всегда, прав оказался Эйнштейн. Он чисто интуитивно, для красоты, ввел в свою формулу мироздания постоянную отталкивания, настолько ничтожно малую, что в обозримых пределах ее и обнаружить нельзя. Но в масштабах всего мироздания она заставляет наш мир разбегаться в разные стороны таким образом, что две трети массы в буквальном смысле убежали и скрылись из поля зрения.


Это еще одно подтверждение мощи человеческого разума, который способен догадываться о тайнах Вселенной, даже ничего об этих тайнах не зная. Правда, для этого надо быть Эйнштейном.


Само понятие "время" в русском языке связано с протяженностью. Времени всегда много. Оно бесконечно простирается вдаль, и такая же бесконечная перспектива позади. Ну, скажем, какое самое отдаленное событие у всех нас в прошлом? Разумеется, миг, когда возникло само время и зародилась наша Вселенная. В космосе это на расстоянии примерно в 12 миллиардов световых лет. Световой год - это расстояние, которое пролетит световой луч в вакууме со скоростью 300 тысяч километров в секунду за один год. Но это для физиков и космологов. Мы-то с вами и 100 лет с трудом представляем. Но все же давайте начнем с чего-нибудь чисто человеческого.


Даже при самой богатой родословной никто из нас не доползет дальше X века от Рождества Христова. Тысяча лет, не более. Да и то это полумифические родственники, давно растворившие свой бесценный генетический код в нашем генетическом хаосе.


Сейчас на Земле более шести миллиардов людей, а когда-то и миллиарда не было. Чем больше людей, тем больше информации, тем скорее ее циркуляция и обмен между людьми. Сегодня за один день мы можем получить информации больше, чем человек первобытной стоянки, насчитывавшей 10 тысяч жителей, получал за год. Да что там первобытные люди. Сократ, в отличие от нас с вами, ничего не знал о законе всемирного тяготения, слыхом не слыхал о теории относительности. Вся мудрость его заключалась в том, что он знал о своем незнании.

Сократ, в отличие от нас с вами, ничего не знал о законе всемирного тяготения, слыхом не слыхал о теории относительности. Вся мудрость его заключалась в том, что он знал о своем незнании


"Я знаю то, что ничего не знаю" - это высказывание делает его умнейшим и современнейшим мыслителем на все времена.


Стало быть, Сократ открыл бесконечность познания. Его прямой ученик Платон, идя по стопам учителя, задумался о бесконечности пространства и времени, но оставил эту проблему на потом, для нас с вами. Давайте ее решать.


Продолжительность человеческой жизни не превышает 120 лет. А по Библии срок указан где-то в районе семидесяти. Но оказывается, кроме бесконечности вдаль есть бесконечность вглубь. Над этим задумывался античный философ и математик Зенон. Любая линия состоит из множества точек. Но ведь и любой отрезок состоит из бесконечного множества точек, поскольку точка равна нулю и не имеет размера. Впрочем, до нуля в античности не додумались. Скорей всего, до нуля додумались буддисты дабы изобразить нирвану - вечно длящееся мгновение вне времени, вне пространства. "Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Нет, продолжайся, не остановись!" - восклицает Фауст.


Так вот, из скольких точек состоит отрезок человеческой жизни? Если жизнь цельная, то из одной, вечно длящейся, как в "Фаусте" Гете. Но эта точка-мгновение нуль вмещает всю вечность, всю историю, все мироздание с его 12 миллиардами световых лет. Я сказал "вмещает", а правильнее сказать - может вместить. И за 120 лет можно ничего не узнать. И за одно мгновение узнать все, что знали Сократ, Зенон и Эйнштейн и, самое главное, чего не знали даже они, а знаете только вы.


Время, насколько бы оно ни простиралось в прошлое и как бы далеко ни уходило в будущее, сходится к нулевой точке личности. Но созреть до этого мирового нуля все равно что зернышку прорасти в колос. Только тут процесс взаимообратный. Зерно личности прорастает в колос Вселенной - колос тянется к истоку, к зерну. Лао-Цзы утверждал, что все стремится к своему корню, колос стремится к зерну. В этом усмотрели своего рода антипрогресс, а речь идет совсем о другом.

Лао-Цзы утверждал, что все стремится к своему корню, колос стремится к зерну. В этом усмотрели своего рода антипрогресс, а речь идет совсем о другом


Мы привыкли к времени, которое движется от прошлого к будущему. А Лао-Цзы говорит о вечности, где будущее так же стремится к прошлому, как прошлое к будущему. Нетрудно заметить, что на таком двойном циферблате стрелки часов движутся навстречу друг другу, встречаясь в точке схождения - в настоящем.


Тут самое время вспомнить Блаженного Августина, утверждавшего, что прошлое - это воспоминание, настоящее - переживание, будущее - ожидание и надежда. Ему вторит агностик и атеист Альберт Эйнштейн. Получив на склоне лет письмо от сына с печальной вестью о смерти друга юности Марка Соловина, Эйнштейн пишет, что это сообщение его нисколько не опечалило, и просит не упрекать его в бессердечии. Эйнштейн говорит, что слишком хорошо помнит годы юности и споры с Марком Соловиным о том, что в будущем стало известно как теория относительности. Эйнштейн объясняет сыну, что прошлое для него так же реально, как настоящее, и далее следует знаменитая фраза: "Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим - не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая". Как видим, атеист и агностик Эйнштейн весьма близок в понимании времени к Блаженному Августину.


Если же строить модель вечности, то тут без иллюзии прошлого, будущего и настоящего не обойтись. Их надо соединить в единое целое. Воспоминание + переживание + ожидание и надежда = вечность. Таким образом, человеческая жизнь - это воспоминание о вечности, переживание вечности и ожидание вечной жизни.


Разумеется, все это противоречит повседневному быту, где часто нет ни воспоминаний, ни ожиданий, ни глубоких переживаний, где человек просто участник всемирного обмена веществ или потребитель и производитель сырья. Или того хуже - потребитель и производитель массмедиа. Я это говорю не для того, чтобы отвлекать людей от футбола или хоккея. Кто хочет купаться в волнах адреналина, пусть в них купается. Последнее это дело - пытаться навязать людям какие-то ценности, упрекая их в неправильном выборе.
Вечность дается тому, кто к ней стремится. Кому она не нужна, у кого ее нет, тому и не надо.
Но тем, кто стремится к вечности и любит ее, пора отказаться от иллюзорного времени, нашинкованного на прошлое, будущее и настоящее. Пора переходить в вечность Эйнштейна и Блаженного Августина. Или хотя бы окинуть ее недремлющим оком.


Время неумолимо и необратимо. Никому не удалось притормозить в юности или повернуть жизнь вспять от смерти к рождению. Представляете, человек встает со смертного ложа или, как Лазарь, выходит из гроба. А далее молодеет лет до 30, затем столько же лет юнеет, пока не станет младенцем в колыбели или даже зародышем в материнской утробе.


В физике нет прямого запрета на обратное течение времени, хотя в реальности никто с таким явлением не сталкивался. Однако космологи наперебой вычерчивают сценарии вечного полета человека к черной дыре. Дело в том, что "вечным" этот полет будет для нас с вами, если, конечно, полетим. А вот для нашего двойника, который тем временем с интересом наблюдает за нами, вернее, за своим двойником, изнутри черной дыры или с другой стороны горизонта мировых событий, наш "вечный" полет будет длиться всего лишь 29 минут с небольшим. Итак, если взглянуть оттуда, из черной дыры, то наша вечность равна 29 минутам. Вечность за полчаса.


И это не фантастический роман, не сказка, а вполне реальный научный космологический сценарий.
Миновав горизонт мировых событий за 29 минут лет этак в 30, вы начнете стремительно молодеть, пока не встретите самого себя в виде рождающегося младенца. Кстати, в древнекитайской космологии есть такой персонаж - старик-младенец, он же космический человек Пань-Гу.


Эти тайны мироздания имеют самое прямое отношение к нашей жизни, потому что мы их видим, чувствуем, вспоминаем и надеемся в будущем эту сказку сделать былью. Уж очень сценарий подлета и полета к черной дыре напоминает древние Элевсинские мистерии, тайну которых похитил у богов Прометей и научил людей не бояться смерти, за что этот Христос античности был прикован к скале. В сценарии Элевсинских мистерий посвящаемый должен был пережить свою смерть при жизни, чтобы потом родиться заново уже для вечной жизни.


Именно таким рождением для вечности становится смерть героев античных трагедий, посвященных в Элевсинские таинства, у Эсхила и Еврипида. Аристотель обозначил это духовное обновление таинственным термином "катарсис". Буквально "катарсис" - это баня, омывающая душу от сиюминутной грязи. Очищение.


О рождении для вечности говорится в Новом Завете. Ночью, тайно, член Синедриона (Верховного совета) Никодим приходит к Иисусу, чтобы понять смысл его учения. Иисус говорит Никодиму, что человек рождается дважды - сначала от плоти, потом от духа. Рождение от плоти есть плоть, подлежащая рано или поздно уничтожению и смерти. Рождение от духа есть дух, не подвластный смерти и тлению. Лев Толстой пережил свое второе, духовное рождение, пройдя через "арзамасский ужас". В замкнутой комнате с красными обоями он ощутил "красный квадратный" ужас смерти. И после этого круто изменил свою жизнь. Перестал охотиться, стал убежденным вегетарианцем, открыл свой путь непротивления злу насилием. Правильнее было бы назвать это - противление злу ненасилием.


Вряд ли надо объяснять, насколько индивидуальны и не похожи друг на друга пути к духовному бессмертию. Это и не удивительно. Обрести бессмертие может только личность. А личность всегда индивидуальна и отличается от всего мира, от всех людей.


Впрочем, возможен и прямо противоположный путь - полное растворение личности во Вселенной или в общем деле. Своего рода самопожертвование. Это очень ярко выявлено в судьбах героев "Войны и мира" Толстого. Если вернуться к сценарию полета к черной дыре, то за горизонтом мировых событий единое становится многим.
Влетает в черную дыру один человек, но наступает момент, где их становится бесконечное множество. И все они - один человек


Самое время вспомнить знаменитое высказывание Учителя в апокрифическом Евангелии от Фомы. Ученики спрашивают Учителя: "Для чего среди нас Мария?" Иисус отвечает: "Когда вы сделаете женское как мужское, внутреннюю сторону как внешнюю и внешнюю сторону как внутреннюю и верхнюю сторону как нижнюю, многое как одно и одно как многое, тогда вы войдете в Царствие". Тут перечислены все превращения при подлете к черной дыре. Но нет превращения прошлого в будущее и будущего в прошлое. Зато есть Мария. То есть все эти трансформации так или иначе связаны с мистерией мужского и женского, которую мы привыкли обозначать коротким словом - любовь, не разделяя ее на духовную и физическую, поскольку любовь неделима на элементы.
Две возможности обретения бессмертия: полюбить или влететь, вернее, вечно лететь в черную дыру.
К счастью, оба сценария невозможны. Нельзя полюбить, если любовь сама не возникла. И нельзя полететь к черной дыре, не превратившись где-нибудь на подлете в космический пар.
Гораздо важнее понять, что бесценный дар любви, а любовь Бог дает людям даром, есть одновременно особое состояние космоса в момент творения миров. Человек может жить вечной жизнью Вселенной здесь и сейчас. Если любит.






Другие статьи в литературном дневнике: