О Клоде Строссе в день его рождения

Кедров-Челищев: литературный дневник

Константин Кедров-Челищев



Есть ли зад у муравьеда?



Клод Леви-Строс. "Путь масок", 2000.
Если кто-то вам скажет: "Маска, я тебя знаю", не верьте. Маску
узнать до конца нельзя. Она таит под своей личиной бесконечные
слои образов, о которых лучше всего сказал Александр Блок: "А под
маской было звездно". Популярный, культовый фильм "Маска" сделан
прямо по Леви- Стросу. Маска не только прирастает к лицу - часто
она становится лицом. Ужасно, что самые главные, итоговые и
основополагающие труды структуралиста Леви-Строса печатаются у
нас впервые. Прямо по Дюма - двадцать пять лет спустя. Они уже
давно впитаны и осмыслены мировой культурой и только для нас
являются новостью. До Строса считалось, что люди и сообщества
общаются друг с другом на языке понятий. После его трудов стало
ясно, что люди и сообщества изъясняются образами, а каждый образ
есть не что иное, как обличье, облик, маска. Самый яркий тому
пример - лидер аграриев, получающий в Думе погоны полковника ФСБ,
и он же полковник ФСБ, получающий значок почетного работника
сельского хозяйства. Маска наслаивается на маску, а до сути
докопаться нельзя. Согласно Леви-Стросу, в комедии Лабиша
"Соломенная шляпка" скрыт сюжет "Царя Эдипа", а в трагедии о царе
Эдипе потенциально прячется соломенная шляпка золотая... Люди,
народы и цивилизации таковы, какова их маска. Если древние греки
предпочитают маску трагедии, то для них похождения Эдипа
трагичны, а вот француз ХГХ века предпочитает комедию, и для него
многие сходные коллизии - всего лишь цепь комических ситуаций.
Надо ли доверять маске? Только маске и можно доверять. Только
маска не лжет.
Как говорит Фигаро: "Это не я лгу, это мое лицо лжет".
Поначалу Строе просто озадачивает, когда пишет: "Трагедия Софокла
и комедия Лабиша - это фактически одна и та же пьеса, где Везине
- глухой и Тиресий - слепой, замещают один другого". Потом
становится ясно, что речь идет о единой структуре, когда главному
герою надо пройти через множество испытаний, чтобы доказать свою
правоту. Вот он, структурализм, столь модное течение в мировой
культуре, подарившее России Юрия Лотмана.
Одно индейское племя верит, что у муравьеда нет ануса,
поскольку у него очень маленький рот и он очень мало ест. Эта
вера может быть легко опровергнута, стоит только взглянуть
внимательно на зад муравьеда. Но таковые действия были бы
кощунством, поскольку муравьед - священное животное. Чем это
отличается от пламенной веры в коммунизм? За десятки лет было
легко убедиться, что сие есть просто выдумка, не имеющая
отношения к реальности. Однако трезвый взгляд на вещи для
пламенного коммуниста - такое же кощунство, как взгляд на зад
муравьеда в индейском племени. Строе напомнил нам, что люди
руководствуются в своих верованиях и обычаях отнюдь не
реалистическим разумом, а набором священных образов и личин. Его
вывод - призыв к терпимости. Заблуждения или, как раньше
говорили, "предрассудки", - неотъемлемые свойства всякого
сообщества и каждого человека. Скрывание всех и всяческих масок
отнюдь не самый лучший прием. Надо учиться говорить с людьми на
языке их собственных заблуждений. Образно говоря, Строе все же
взглянул на зад муравьеда, когда сообщил человечеству о том, что
маска - это лицо. Однако он сделал это так почтительно и так
научно, что никто не обиделся и никто ничего не понял.
Структурализм остался в академических аудиториях, но так и не
шагнул в повседневную жизнь людей. Хотя как знать? Фильм "Маска"
все же стал популярным и оказал определенное воздействие на целое
поколение.
Стросс предупредил человечество, что диалог между разными
людьми и культурами отнюдь не всегда возможен. Тут недоразумение
наслаивается на недоразумение. Китаец не поймет черного траура,
для него траурный цвет - это белый. И так буквально во всем.
Рухнула Вавилонская башня, и народы заговорили на разных языках,
перестав понимать друг друга. Однако в этом есть великая
мудрость. Каждый несет в себе свою тайну и является вечной
загадкой для другого.
Сегодня структурализм если не устарел, то постарел. Однако
неожиданный влом в мировую цивилизацию каких-нибудь красных
кхмеров или афганских талибов лишний раз напоминает о том, что
благодушие не очень уместно. Из-под любой экзотической маски
может в любую минуту выпрыгнуть очередное чудовище, чтобы
поглотить мировую цивилизацию. И тогда весь накопленный багаж
пойдет под хвост священному муравьеду Одним словом, как сказал
Леви-Строс:
"Человечество богато непредвиденными возможностями".
Константин Кедров.
<$>


//* Источник информации : Новые Известия,20.01.01



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.11.2013. О Клоде Строссе в день его рождения