Переводы поэзии народов Северного Кавказа

Наталья Иванова 2: литературный дневник

Переводы с адыгского


1. Роса
Варианты перевода:


Жизнь, покрытая тайнами, словна на травах роса.
День подарит отгадки - умыта девичья краса.
Крепких крыльев размах, и судьба воспарит до небес.
Ночь уйдёт, растворившись в рассветном сиянье чудес.



На поверхности тайна росой на рассветной траве.
День подарит девице загадочный рой в голове.
Окрылённая мыслями в небо взметнётся судьба.
Ночь уходит - послушная Солнцу и Небу РА-ба.



Роса покроет травы капельками тайны.
В девичьем разуме - отгадка: жизнь - бескрайна.
Судьба пошлёт мне стаю мыслей, что крылаты,
Навстречу солнцу ночь уходит безвозвратно.



Жизнь - как роса, хранитель тайн и скрытых смыслов.
Грядущий день внесёт разгадку - громкий выстрел.
Судьбе покорны мысли с крепкими крылами,
На смену тьме ночной - рассвет - поток цунами.



Роса в траве хранит о жизни сотни тайн.
Умножит день загадок де:вичьих дизайн.
Крылатым мыслям проще взращивать судьбу.
Ночь, уходя, в рассветный луч пошлёт мольбу.


03.05.2023 20-50


2. Телега Мудрости


Я запрягал телегу мудрости в стихах,
Года минули незаметно рифмой в строках.
Светило солнце, грело мячиком в руках.
Сосед был счастлив разделить мечту пророка.


10.05. 2023 г. 20 - 24


Телегу мудрости стихами запрягал,
Встречал седины зарифмовано-серьёзно,
Играл в поэзию, как важный аксакал,
Позвал соседа оценить судьбы курьёзы.


10.05. 2023 г. 20 - 43


В телегу мудрости впрягаюсь неспеша,
Хотя года мои виски посеребрили.
Пылает солнечно кавказская душа.
Сосед мой радостно восполнит детства были.


10.05.2023 22-55


3. Перекрёсток Жизни и Смерти


Я хотел чтобы путь мой земной был далече от смерти,
Чтобы рядом идущий остался со мной навсегда,
Чтоб лучами мечты мы согрелись в земной круговерти,
Добротой побеждали жестокости подлой года.
Пусть посланником будет сегодняшний день откровения.
Рай земной и любовь станут вечными в стихотворении.


10. 05. 2023 23-51



Всё время хочу обойти перекрёсток дорог,
Где проходят пути смелой жизни и смерти безвольной,
Луч надежды согрел, потому что я слишком продрог,
Подсказал где жестокость, а где доброделов раздолье.
Пусть сегодняшний день будет первым посланником счастья,
Сотворяю стихи, на земном человекопричастии.


10. 05. 2023 23-30



У хочу миновать межевание смерти и жизни,
Чтоб с попутчиком мимо пройти перекрёсток судьбы.
Луч надежды согрел и сберёг, направляющий в быль,
Указующий путь до жестокой бессмысленной тризны.
Но людское добро, побеждая, посланником будет,
Сотворяя поэму судьбы на земном пересудье.


10.05.2023 23-15


4. Свидание


Твой взгляд волнительный коснулся, чуть дыша,
И трепет мыслей всколыхнул былые чувства.
Моя краса, моя любимая душа,
Сквозь паранджу стыда обвила страстным буйством.


Как долго ждать мне твой игривый звонкий смех?
Чтобы косами дождь любви спустился с неба?
Озябшим дубом, отстоявшим сотни лет,
Я ощущал себя в среде счастливых вех,
Но слёзы радости к свиданью в месте Небыль.


11.06.2023 9-57


Я от волненья замер, мысленно слежу
За взглядом томным, что опять меня коснулся.
Своей любви десятилетия служу,
И жду страстей и сладких нежности конвульсий.


Сквозь паранджу стыда прорвётся смех надежд,
И радость спустится косой дождей желаний.
Я тополь твой в пуховой мягкости одежд,
Вновь увлажняют слёзы счастья завесь вежд,
Чтоб раствориться в месте будущих свиданий.


11.05.2023 10-27


Я в мыслях обнял и молю ответный взгляд:
Прикосновенье к сердцу - радостная встреча.
Любовь воскреснет, развернув года назад,
Стыдливость скинет паранджу в счастливый вечер.


Твой звонкий смех прольёт желания мечты,
Косами страстными обнимет ливень тайны,
И оживить меня способна только ты,
В слезах надежды ствол бессмертия растит
Святое место наших будущих свиданий.


11.05.2023 10 50


5. На пороге судьбы


О, судьба, спотыкаюсь опять на дороге.
Я молился о счастье на отчем пороге.
Небо, взгляд мой прости и печаль принимай,
Защити, купол тверди, обнимай, охраняй.


В горном нашем ауле нет плетёных оград.
Неприступны заборы, враждебно глядят,
И подвода не скрипнет, осталась во снах.
Босиком по траве приглашала весна,
На бетонном настиле детишки сидят.


12.05.2023 00-00


Я споткнулся в пути по дороге судьбы.
Помолился о грузе счастливом арбы,
Только небо в ответ шлёт нерадостный взгляд.
Возврати меня в детство - лет сорок назад.


Нет следа от былых деревенских плетней.
Молчаливый кирпич - страж сегодняшних дней.
И подвода отца не скрипит вдалеке.
Нет травы, чернозёма, сверчков на песке,
Босиком по бетону в жару холодней?


12.05.2023 00-15


6. За горизонт


Дойти до горизонта, всмотреться и назад.
Земля и небо вместе, край сшитый - наугад.
Переступить с надежой, и птицей в высоту,
Там мудрый взгляд отцовский, и сны, как наяву.


И трепет сердца встретит биенье облаков.
Сквозняк времён не годы, а тысячи веков.
Я путник в бесконечность, в спирали колеса,
Стихов, раздумий - вечность, встречайте небеса!


13.05.2023 1-09



Вдали горизонт, там врывается в небо земля,
И кажется сшитым порог, за которым отец,
Назад оглянусь - ждут с надеждой стихи и семья,
Но мудрость небес - то начало пути, не конец.


И сердце трепещет, как легкое облако снов,
Врываюсь в безвре;менье, рву пуповину Земли,
У вечного путника сложится множество слов
В поэмы раздумий неспешной дорогой любви.


13.05.2023 01-30


Всмотрюсь в горизонт, там где небо с землёй говорит,
И кажется сшиты ковёр и прозрачная тюль.
Надежда на вечность в сознании птицей парит,
Ждёт мудрый отец, лишь миную судьбы вестибюль.


Душа затрепещет от мысли, что рай - не мечта,
На облако сяду ловить завихренья колец.
Я путник в бессмертие, в детство, в родные места,
Там строки сольются в поэму счастливых сердец.


13.05.2023 1-55


7. Сосед


Не смотря ни на что, мне тревожно в душе.
И сосед для общенья не нужен уже.
Потому что в глазах его счастья не видно.
Добротою делиться с чёрствым обидно.


Кто-то смело потворствует прихотям лжи,
Лепит карму обмана, у всех одолжив,
А другой в одиночестве рай себе строит,
Бурка только ему - утвержденье простое.


Люди стали чужими и не делятся счастьем
Двери в радость найду и людское участие.


13.05.2023 11-30



Я с соседом общаться уже не хочу,
Сам душевные раны от боли лечу.
Не уверен - желает ли людям добра -
Нет в глазах доброты, хмурый ходит с утра.


Может он породнился с коварностью лжи,
Или жизнь под покровом густой паранджи?
В одиночестве рай не построить, сосед,
Не спасёт бурка жизни от холода бед.


Разучились делиться мы счастьем своим,
Двери в души родных сообща отворим.


13.05.2023 11-50


8. Дождь мудрости


Дыханье затаив, толкну небрежно в спину...
Судьбу. Она в ответ холодный бросит взгляд.
В чём плач вчерашних дней, потухшего угля,
В чём тайна солнца в песне муэдзина?


Полвека за спиной, похлопал по плечу...
Свод мудростей. В ответ признание хочу.
Полдневным крепким сном забылся путник в поле.
Будить его не стану: в тени дерев - раздолье.


На засуху в стихах пошлю степные ливни,
У неба попрошу словесный тёплый дождь.
Меч молнии испуг в меня не вставит клином,
И гневным остриём не втравит в душу дрожь.


Звук тонкий шичепшин развеет тишь в ауле.
Ему я сочиню сыновью песнь свою.
Грядущий эпос мой примчит быстрее пули,
Фамильную тамгу высо:ко воспою.


13.05.2023 16-03


9. Шагреневая кожа (Волна)


Иди, волна, ко мне стальная,
Твой след запомню на песке.
Откатом в море убегая,
Поднимешь спину вдалеке.
Доверься ветру, он всевластен:
Туда-сюда кидает нас,
И рвёт порой людей на части,
В жестокий оборотный час.


13.05.2023 2034



Волна, иди ко мне, иди,
Твой след, который точит камень -
Мой тайный всплеск воспоминаний,
До испытаний впереди.
Весенний бриз тебя ведёт
На брег бросает, кружит в скалах,
Вернуться в море - будет мало,
Прими стихий круговорот.


13.05. 2023 2025


Волна, поближе подойди,
Дай прикоснусь к тебе ладонью,
Поглажу по твоей груди,
Встревожен в памяти любовью.
Тот ветер, что напал, уйдёт,
Меня кидал по жизни тоже,
Туда-обратно - рифмоплёт...
Стихи - шагреневая кожа.


13.05.2023 20-46



Ш. И. Куеву - Посвящение


Сотворчество
(Ш.И.К.)


Сотворчество способно провести
В стихах во всех эпохах параллели.
И Вы, Поэт, в моей душе воспели,
Прекрасные кавказские стихи.


В них мудрость, философия видны,
Степенный нрав горячей Адыгеи,
На Родине Вы славно преуспели,
И в Подмосковье стали мне родным.


В традициях народа - эксклюзив.
Вы бережны - без тени укоризны.
Поэзии ревнивой и капризной
Даруете джигитом интенсив.


Но дивный воздух горного села,
И радость щедрых слов добрососедства
Всплывают ароматом счастья с детства,
В ауле жизнь добра и весела.


Майкоп - в нём рос мальчишкой мой супруг,
А я бывала раз в Невинномысске,
Черкесск на Ставрополье - тоже близко,
Мне всё почти знакомо там вокруг.


Пускай цветёт Ваш милый сердцу край,
Слагайте оды сказочной природе,
Вы лучший продолжатель - глас народа,
Я с радостью пожну Ваш урожай.


13.05.2023 18-24


АКРО-Посвящение
Ш.И.К.


Шагреневая кожа - переплёт,
Храм Музы - на обложке фолианта.
Адыг, поэт и верный брат Таланта,
Мудрейший Ас зовёт с собой в Полёт.
Быть может он давно на Небесах,
И ритмы тайн черпает, слышит свыше,
Иль сам Аллах его рукою пишет?


И Вещий сон вращается змеёй,
Стихами осыпая край предгорья,
Медовый Спас развеет над землёй
Адажио вздыхающего моря.
Глициния цветёт восторгом "Ах!",
Инжир душистый полон слов нектара,
Ледник в горах не тает на руках,
Оранжевый в закате Солнцедара.
Вращает Мельник житницу судьбы.
Игрива речка в роскоши Домбая.
Что Бог пошлёт Провидец точно знает.


Как хочется читать, учить стихи,
Устав от грозной накипи баталий.
Елей Священный - Фимиам Стихий
Венчает АКРО-лог его регалий.


13.05.2023 22-05


2 вариант:


Шагреневая кожа - переплёт,
Храм Музы - на обложке фолианта.
Адыг, поэт и верный брат Таланта,
Мудрейший Ас зовёт с собой в Полёт.
Быть может он давно на Небесах,
И ритмы тайн черпает, слышит свыше,
Юпитер* иль Аллах незримо пишет?


И Вещий сон вращается змеёй,
Стихами осыпая край предгорья,
Медовый Спас развеет над землёй
Адажио вздыхающего моря.
Глициния цветёт восторгом "Ах"!
Инжир душистый полон слов нектара,
Ледник в горах не тает на руках,
Оранжевый в закате Солнцедара.
Вращает Мельник житницу судьбы.
Игрива речка в роскоши Домбая.
Что Бог пошлёт Провидец точно знает.
Удача - услыхать с Небес мольбы.


Как хочется читать, учить стихи,
Устав от грозной накипи баталий!
Елей Священный - Фимиам Стихий
Венчает АКРО-лог его регалий.
Узри, орнамент, Ведающий Свет!


13.05.2023 22-43



* - Юпитер играет важную роль в защите Земли своим мощным гравитационным полем от бомбардировки крупными небесными телами, крупнейшая планета Солнечной системы. Наряду с Сатурном Юпитер классифицируется как газовый гигант. Планета была известна людям с глубокой древности, что нашло своё отражение в мифологии и религиозных верованиях различных культур: месопотамской, вавилонской, греческой и других. Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.06.2023. Переводы поэзии народов Северного Кавказа