***Хагивара Сакутаро называют отцом современной японской поэзии. Он происходил из довольно обеспеченной семьи, однако молодого человека куда больше интересовали поэзия и музыка, нежели какое-нибудь более почтенное занятие. Довольно рано его танка начали появляться в журналах, он занимался игрой на мандолине и одно время мечтал стать профессиональным музыкантом. Ему было 24 года, когда он в очередной раз разочаровался в жизни, бросил учебу и написал в письме домой: "Христианство и буддизм - две большие лжи, призванные успокоить человека. Раз уж нет во вселенной Бога, естественно, нет ни греха, ни зла, ни добра", а "раз жизнь бессмысленна, лучше жить веселее чем кончить жизнь страдая". Надо сказать, удалось на славу - молодой поэт после очень плотного творческого взаимодействия с женщинами и алкоголем тяжело заболел и впал в чудовищную депрессию, и беднягу все время преследовали мрачные галлюцинации о "совокуплениях с деревьями и растениями". "...У меня есть тайная, сокровенная идея о злодеянии и преступлении, которая служит причиной моей переклички с Достоевским... Среди всяких деяний, по-моему, самым духовным является преступление, ибо в момент совершения преступления человек может стать не только индивидуалистом, но и встретиться с богом истины, если он сможет беспощадно обнаружить земную ложь и сорвать маску с человечества" В то время он писал довольно мрачные стихи, вошедшие впоследствии в его первый сборник "Вою на луну". Однако 19 апреля 1916 все неожиданно изменилось. Он словно очутился в раю, его охватило непередаваемо прекрасное ощущение тепла и покоя. Молодой человек незамедлительно раскаялся во всех грехах - ведь в видении перед ним предстал сам Достоевский, сообщивший: "твои грехи отпущены". Три дня его не покидало ощущение счастья. Он посвящал Достоевскому стихи, писал, что "Федор Михайлович научил меня истине: сущность счастья заключается в любви". Будучи одним из наиболее ярких представителей эпохи модерна, Хагивара Сакутаро оставил после себя несколько поэтических сборников и литературно-критические работы, во многом определившие развитие японского стиха в 20 веке. © Copyright: Хома Даймонд Эсквайр, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике: |