СУТЬ ХОМЫ

Хома Даймонд Эсквайр: литературный дневник


Богиня Чиннамаста


Чина означает «отсекать», а маста – «голова».


Богиня Чиннамаста отсекла голову самой себе.


Голова – это центр всей деятельности разума, а отсечение ее – прекращение активности рассудка – остановка движения мысли (вритти).


Чиннамаста – это конец всего существования или завершение всего горящего, вечного поглощенного цикла жизни, который предшествует воскрешению и влияет на него.


Тем самым она танцует свой танец разрушения. Это тандава, танец Шиве, который исполняется при разрушении феноменального мира.


В Пранатошина-тантре есть такая история о ее происхождении:


Однажды Парвати отправилась купаться на реку вместе со своими спутницами Джаей и Виджаей. Через некоторое время ее спутницы попросили покормить их. Она велела им подождать, но они вновь и вновь просили ее: «Ты, Мать вселенной! Дитя может просить у Матери все что угодно... Мы умираем от голода». Услышав эти искренние речи, милосердная богиня улыбнулась и отсекла себе голову. Ее голова упала на ее левую ладонь. Три потока крови брызнули из горла; левый и правый попали в рот ее спутницам, стоящим по бокам, а центральный в ее рот.


В целом, обезглавливание – это символ духовных и медитативных умений.


Чиннамаста олицетворяет духовное достижение в контроле «внутренних ветров» и силу Кундалини. В связи с этим ее еще называют Сушумнасвабхашни. Она – космический процесс в ритмах созидания и разрушения, гармоничная смена «давать» и «брать», жизни и смерти.


Также Чиннамасту называют яростной, Праганда-Чанди. Пара означает «высшая» и чанда – «появившаяся прежде».


Она представляет собой Шакти Шивы-кабандхи – того, кто разрушает феноменальный мир с наступлением пралайи. Эта шакти пребывает даже за пределами изначальной природы, парапракрити.


Поклонение Чиннамасте приносит силу воли и способность прямого видения; ее сиддхи – это управление трех каналов Ида, Пингала и Сушумна или же невежеством, гневом и привязанностью.
Иконография


«...в левой руке держащую собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее же собственной шеи. Она восседает на Рати и Камадэве, занимающихся любовью... Справа от нее находится Варнини, одержима гуной раджаса; она белого цвета, с распущенными волосами и держит меч и чашу из черепа. Она радостно пьет кровь, струящуюся из шеи богини. Слева от богини Дакини, тоже пьющая кровь; она одержима гуной тамас и наслаждается миром в его состоянии растворения».



Отсеченные головы символизируют остановку деятельности 5 чувств, которая приводит к развитию чувства, размещающегося в аджна-чакре. Голова, как начальник всех частей тела, заключает в себе суть человека. Без головы нет личности. Это и есть отсечение «эговости» и олицетворяет освобождение, особенное состояние расширенного пробужденного сознания. Она – персонификация свидетельствующего сознания, сознания, невовлеченного в игры материального мира.



Ее позиция на Рати и Камадэве олицетворяет йогический контроль. Свами Аннапурнанандана говорит, что она жертвует собой ради своих почитателей в Великом порыве любви к ним, как акт самопожертвования. И способна она на это лишь благодаря тому, что она превзошла или держит под контролем эгоистические и сексуальные желания. Также это означает пробужденную энергию Кундалини. Это рассматривается как первое пробуждение духовного сознания человека в подготовке к духовному восхождению.



Кровь, которая хлещет из ее горла, олицетворяет восходящий поток кундалини, пронизывающий все узлы (грантхи) чакр и очистившийся центральный канал, сушумна-нади. Сила восходящего потока кундалини, восходящего духовного сознания ударяет в самую верхнюю чакру – тясячелепестковый лотос с такой силой, что сносит голову, то есть преображает все условные, обыденные, ограниченные, ментальные конструкции.



Три текущих вниз струи крови, вливающихся в три рта, символизируют поток нектара, который омывает садху после соединения Кундалини и Шивы в самой верхней чакре.



Также три фигуры означают три канала: центральный – сама богиня, сушумна нади; боковые соответственно – ида и пингал-нади.



Таким образом, Чиннамаста – это знание об усмирении ума, о том, как «отсекать» голову и пребывать в трансцендентном; она есть шуддха-видья.








Другие статьи в литературном дневнике: