Взрослая детская литература

Глафира Кошкина: литературный дневник

Времени нет от слова совсем. Думала, что выйду на пенсию, и его будет много-много. А его нет. Почитать можно только за обедом и то, если обедаю одна. Вот за такими одинокими обедами за последние годы я перечитала много литературы, которая произвела на меня впечатление в школьные годы.


"Кондуит и Швамбрания" меня шокировала описанием реалий революционного времени. Папу главного героя, успешного доктора не взяли врачом в гимназию из-за иудейского вероисповедания. Описание драк в гимназии("Меня били редко. Боялись убить. Я был маленького роста. Всё же раза два или три я валялся без сознания"). И ассоциации с "Собачьим сердцем" М.А.Булгакова, где к профессору Преображенскому приходит Швондер с предложением об уплотнении квартиры. Папе главного героя пришлось свою семью перевозить из квартиры в квартиру не раз и не два, поскольку он не обладал твердостью характера и влиянием на сильных мира сего, как это было у булгаковского профессора. Гимназистам не разрешалось посещать кафе, кинематограф даже в присутствии родителей. И многое другое, о чём можно говорить долго. Да, Л.А.Кассиль пишет о проблемах быта с мягким юмором, но я же теперь взрослый человек, до меня только теперь доходит, как же трудно было дореволюционной интеллигенции (мама героя была учительницей музыки) жить в революционное и послереволюционное время.


А.П.Гайдар, "Школа". Вообще тихий ужас. Это детям вообще читать нельзя. Чувствуются шероховатости стиля, но это еще терпимо. А описание событийного ряда жизни подростка... убийство сверстника, служба в армии, описание его однополчан...


"Тимур и его команда" - не понравилось совершенно А в детстве я была в восторге от этой книги и от этого фильма. Здесь просто в глаза била какая-то неестественность, нежизнеспособность героев. Они неживые, герои этой повести, какие-то деревянные. Единственное, что в этой повести дышало, - это тревожный фон. Молодые и не очень военнослужащие, составы, едущие с военной техникой, сюжеты самодеятельных постановок, - всё дышит надвигающейся Великой Отечественной войной. Закончена повесть в 1940 году. Это значит, творческие люди уже её предчувствовали. То же самое - "Военная тайна". Бледные портреты, бледный сюжет, но сама сказка "Военная тайна" - жемчужина русской литературы. Она мне понравилась даже больше, чем в детстве. И особенно сейчас, в наше время эта сказка приобретает новый блеск и новый смысл.


Сейчас читаю "Приключения Тома Сойера". Интересно читается, но внимание обращается не на приключения,а опять-таки на бытовой фон этих приключений. Дошла до бегства Тома с друзьями Джо Гарпером и Геком Финном из дома на остров. Десятилетние мальчики втроём плыли ночью на украденном плоту по Миссисипи?! Десятилетние мальчики втроём развели костер, наловили рыбы и пожарили её себе на ужин?! Ах, я даже рядом с ними не могу поставить современных десятилетних мальчиков. Интересно читать об их играх, о взрослых обитателях городка, об учебной программе и учителе в их школе. Дочитаю - буду читать "Приключения Гекльберри Финна".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.01.2023. Взрослая детская литература