Cистемы ценностей

Игорь Гарин: литературный дневник

Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрет за меня».
Д.Джойс


С культурными ценностями у нас от Писемского до Горького обращались очень бесцеремонно.
Н.Гумилев


Нынешняя система ценностей, которой придерживается истеблишмент, для меня совершенно неприемлема: имперская риторика, нетерпимость ко всякой инакости, милитаризм, ксенофобия, агрессивная пропаганда и так далее.
Б.Акунин


Эволюция человеческой культуры неотрывна от эволюции человеческих ценностей, и когда ценности общества сводятся к лозунгам «везде враги!», «борьба всех против всех», «кто не с нами, тот против нас!», «если не мы, то нас» или «мы победим!», то это означает, что общество так и не разорвало канаты, связывающие его с неолитом…


Посредством системы ценностей, идеалов, социальных норм и символов культура задает человеку способ видения и узнавания мира, национальные традиции и особенности образа жизни и быта народа. Ценности — это социальные представления о самом важном и значимом, инструмент разделения желательного и нежелательного, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Устаревшие, домостроевские ценности и нормы являются тормозом социального развития, синонимом дремучести, косности и рутины. Темпы прогресса во многом определяются сменой архаики модерном, несвободы — свободой и природного — человечным. Именно этим человечество отличается от животных, поведение которых обусловлено инстинктами. Муравейники, рои и стаи сегодня живут по тем же «законам», что и тысячи лет тому назад.


Разные культуры и человеческие цивилизации в разные эпохи создавали свои неповторимые ценности, сближающиеся по мере прогресса общества, так что сейчас мы можем говорить о существовании таких базовых или конечных общечеловеческих ценностей, как мир, зрелая любовь, свобода и независимость, долг, справедливость, прощение, персональное начало, чувство собственного достоинства и самоуважение, дружба, интересная и активная жизнь, богатый внутренний мир, мудрость, бережное отношение друг к другу и к природе, понимание красоты…


Хотя в XX веке идеалы и духовные установки людей менялись в сторону эгалитаризации, либерализации и демократизации, провидцы и визионеры, понимая, что человечество входит в эпоху масс, предостерегали от реальных возможностей деградации, связанной с выходом на арену человеческой истории одномерного человека Гербертом Маркузе, предвосхищенного и ярко описанного Джонатаном Свифтом. Великий сатирик прекрасно понимал, что когда власть для человека становится главной ценностью, а страх потерять ее — главным страхом, когда она опирается на зомбированное быдло, невозможно никакое движение вперед. Когда вместо общечеловеческих — жлобские ценности, рейдерство в бизнесе, ложь и популизм в политике, продажные суды, бандитизм на улицах, беспредел на дорогах и всеобъемлющая коррупция, то всё это означает, что мы вошли в эпоху описанных Свифтом йеху. Когда после краха тоталитаризма наследники подпитываются извращенными «ценностями» — презрением к правам человека, к личной свободе личности, к справедливости и закону, когда степень бесчеловечности начинает зашкаливать, то рано или поздно приходит расплата.


Фридрих Ницше одним из первых обратил внимание на то, что станет определяющим в воззрениях мыслителей XX в.: господство холопской культуры массы обусловливает регресс, декаданс истории: «Разрыв между уровнем современных проблем и уровнем мышления будет расти, и в этом главная трагедия цивилизации».


Обобщая опыт «ужасных и несчастных» десятилетий конца XIX-начала XX в., Оствальд Шпенглер в бестселлере «Закат Европы» заговорил о старении и кризисе культуры. Теория этого кризиса, намеченная еще Сиреном Киркегором и Лебоном, детально разработана Х. Ортегой-и-Гассетом, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фроммом, Х.Арендт, М.Хоркхаймером, К. Мангеймом, В. Веньямином и др.


Согласно Ортеге, «массовизация сознания», торжество эвримена, анонимность, усреднение типов культурного потребления, обесчеловечивание ведут к деградации или девальвации ценностей и даже к гибели культуры социума в целом, как это имеет место при тоталитаризме. Вместо человека «меры всех вещей» мы видим бездуховных йеху, «бегущих от свободы» и славящих своих поработителей т палачей.
.
Ортега и другие с необыкновенной проницательностью описали возникновение новой, бесовской системы ценностей, а также его идеологов, которые под маской бесогонов в законе внедряют дьявольскую систему в сознание масс. Один из моих читателей ярко — почти в духе бритвенного Игоря Яркевича — представил разрушительную «работу» этого инфернального типа, типичного для эпохи омассовления:


Это как нужно нивелировать своё человеческое достоинство и совесть, чтобы человеческую природу живого божественного Духа отрицать так нагло и на многомиллионную аудитория! Как здесь не вспомнить украинского поэта Корнея Чуковского — «Золоченое брюшко поглаживает, да людишкам мозги обхаживает». Посмотрите это бесоварево — чванливая троекуровская спесь, самодовольство «хозяина», эпатаж продажности, самовосхваление всезнайства — в каждом движении, в каждой ухмылке, в каждом вздохе. Своей словесно-диарейной расслабленностью, он как бы нам намекает… да, что там намекает — он говорит: «Что захочу, то и навалю вам в мозги — недоделанные лапотные холопы!» Формула всепоглощающего цинизма! Посмотрите внимательно на его взгляд... Дьявол заплакал на небесах. Совесть покинула человека навсегда. «Прелестно» всё в этом моральном падении личности — и ухмылка, и тембр голоса, и жестикуляция, а самое главное — циничная, сознательная подмена нравственных ценностей Добра и Зла... Уровень фантазии давно переплюнул не только работы классиков — будь то братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен или Джоан Роулинг, но затмил творчество кровавого Геббельса, творца политпропаганды. Библия. Притчи 6:16-19. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».


«Брррррр… Такое впечатление, что геморроидальный жирный усатый таракан в очках, вальяжно покачиваясь из стороны в сторону, с коленным скрипом и включенной мигалкой на голове, перемещается по большому народному телу и через нос заползает в мозг, и там начинает пожирать последнее святое, родное, сокровенное, превращая череп родины-матушки в пустую вакуумную коробку тьмы, где уже нет места ни чести, ни достоинству, ни благородству, цинично информационно инфицируя общество: ненавистью, невежеством, шовинизмом, превращая человека в молчаливое, зомбированное существо. Зомботишина и пустота одурманивающей лжи размягчает остатки головного мозга, переводя всякую мыслительную деятельность в самый низ пищеварительной системы, постепенно атавизируя современного человека в первобытное хвостатое существо. Вот Вам жесточайший пример перерождения религиозного мракобесия в кровавое победобесие…»


Я бы сказал, что магистральной линией, разделяющей ценности либерально-демократических и тоталитарных сообществ, является отношение человека с государством, человека — с законом и правом, личности — с правдой и ложью. Скажем, что важнее для человека — служить государству или критиковать его, ценить свободу или дремучую патриархальность Домостроя, прогресс или стабильность, личность, персональность или пресловутая «соборность»? Что ценнее — свобода, доверие или «все как один»? Служивость или инициатива? Человек или идея?


Суть нацистской или большевистской идеологии заключается в том, что человеческая жизнь вообще никакой ценности не представляет, значение имеет только какая-то абстрактная идея — «высшая раса», «диктатура пролетариата», уничтожение классов или наций… Степень морального одичания при тоталитаризме такова, что народонаселение напрочь утрачивает ценность человеческой жизни, не принимает, отрицает единичную человеческую жизнь как мерило всего.


Страна с развитыми технологиями и научными институциями, но с отношением к ценности человеческой жизни как в Средние века или как в современном Зимбабве — это не страна с общечеловеческими ценностями. Это — Северное Зимбабве. Не избавившись от византизма или средневековости, страна никогда не научится уважать себя и своих граждан. И в мире будет расцениваться как опирающаяся на угрозы соседям и на грубую физическую силу, ценность которой в наши дни — ломаный грош.


Когда в XXI веке главной ценностью государства оказываются средневековые страхи и рефлексы, когда государство делает на них ставку даже под угрозой того, что его публичным лицом становятся опасные для мира лжецы и мракобесы, тогда, говоря, что выбирая между телом и душой — душу, эвримен выбирает не свободу, а потребление, не личность, а личный интерес, не ценности, а неполноценность. Я слишком хорошо помню времена, когда наш человек, декларирующий свою необыкновенную душу, но не ухвативший джинсы Levis, за человека не считался.


Стремление к свободе и автономности; ощущение превосходства индивидуальных целей над государственными задачами; отношение к правительству как к институту обеспечения общественных благ, а не сакральному символу — когда эти предпосылки либерально-демократического общества отсутствуют в сознании, возникают ужасающие штампы вроде «либерасты», «толерасты», «демшиза», «западоиды», лично для меня означающие не просто пренебрежение индивидуальными ценностями, а утрату шансов на то, что свободное и демократическое общество вдруг окажется идеалом для значительной части народа. Я бы усилил мысль — станет предательством по отношению общечеловеческих ценностей. Или — выстраиванием вместо них какие-то заборных ценностей, принятых писать на парапетах и гаражных стенах. Лично для меня отказ от высоких общечеловеческих ценностей — главная причина бесчеловечности.


Кого вы лично предпочтете — средневекового царедворца, утонувшего в похвалах восторженной дворовой челяди или предприимчивого Илона Маска, для которого европейские ценности в общении значат больше холуйского рвения подчиненных? Что для Вас ценнее — служение родине или забота родины о сирых и несчастных?..


К примеру, детей в США учат тому, что Бог должен служить американцам, а не американцы Богу. Или, что государство для человека, а не человек для государства. И вообще базовые или конечные общечеловеческие ценности укладываются в одну фразу — личность важнее государства и государство должно служить людям, а не наоборот.


Один из знатоков отечественной культуры Дмитрий Быков, говоря об утрате цельности, называл всё творчество Василия Макаровича Шукшина иллюстрацией страшной лжи системы, которая лишает людей общности, общих ценностей, подменяя их страшным бюрократическим давлением — давлением власти… Пропаганда лжи вместо правды, восхищение собственной ложью — «лжем и этим горды!» — новое слово в аксиологии. «Наше учение всесильно, потому что оно лживо» — во как звучит! На загнивающий Запад должно произвести неизгладимое впечатление. А ведь действительно производит — и не на загнивающий Запад, а на собственный народ…


Когда в комплекс ценностей страны не входят понятия законности, легитимности, справедливости, цена этой стране — дерьмо. Когда отношение к общечеловеческим ценностям снисходительное, это разрушительно для сознания. Когда общепринятые ценности подменяют фальшивыми и заставляют в них верить, происходит деморализация и угнетение сознания народа. Когда так или иначе в реальности насаждают пьянство, наркоманию и наплевательство, насилие и воровство, стяжательство и мошенничество, доносительство и предательство, то растлевают народ так, что от народа сохраняется одно название.


В условиях деформации и извращения ценностей идеями национального превосходства, арийства, государственного величия, происходит патологизация сознания, и оно становится формой национального безумия, национального психоза, извращающего всю иерархию ценностей, делающего очевидное зло (порочное, бесчеловечное государство) добром, а добро (гуманность, уважение национальных прав, добрососедство) — злом. Такая подмена ценностей, как форма безумия, и есть сатанизм в наиболее привычным его проявлении и поэтому мы имеем все основания ставить знак равенства между сатанизмом и, скажем, нацизмом.


Ценности быдла демонстрируют, что оно не уважает ни жизнь, ни свободу, никакие иные ценности цивилизованного общества. Стоит ли после этого удивляться, что оно не заслуживает ни внимания, ни доверия цивилизованных людей?


Отсутствие или неприятие общечеловеческих ценностей, цинизм и индифферентность, криминализацию населения и сращивание власти и криминалитета, неразвитость права и правосознания, утрату всех традиционных ценностей и моральных приоритетов быдло прикрывает особой, невиданной духовностью, какими-то архаическими ценностями типа уваровшины, крепостничества, домостроя, проповедуемыми все теми же бесогонами в законе…


В заключение приведу мнение о сказанном замечательной русской писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой: «Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры».



Другие статьи в литературном дневнике: