Йеху Джонатана Свифта и современность

Игорь Гарин: литературный дневник

Недавний раб тираном стал: сам начал бить с ожесточеньем...
А.С.Пушкин


Приоритетные свойства гениальности — феноменальная, я бы сказал, фантастическая прозорливость, то есть способность видеть то, что прорастет из неведомых семян и слышать шум и ярость отдаленного грядущего. Это свойство дано редчайшим представителям рода человеческого. В «Путешествиях Гулливера» визионер Джонатан Свифт гениально обрисовал инволюцию (деградацию) особого человеческого типа, названного им звучным словом yahoo (йеху). Это отнюдь не отвратительные вымышленные человекоподобные существа, как принято интерпретировать яркий образ Свифта, и даже не результат приписываемой ему мизантропии, но обеспокоенность гения грядущими судьбами человечества, еще —концентрированный образ природы человека, не облагороженного моралью и духовностью.


Дабы объяснить, что он имел в виду, ограничусь несколькими убийственными характеристиками реальной и, главным образом, потенциальной деградации homo, претерпевшего утрату приставки sapiens:


— Сражения между йеху соседних местностей начинаются без всякой видимой причины; йеху одной местности всячески стараются напасть на соседей врасплох, прежде чем те успели приготовиться.
— В большинстве стад йеху бывают своего рода правители, которые всегда являются самыми безобразными и злобными во всем стаде. У каждого такого вожака бывает обыкновенно фаворит, имеющий чрезвычайное с ним сходство, обязанность которого заключается в том, что он лижет ноги и задницу своего господина и поставляет самок в его логовище… Этого фаворита ненавидит всё стадо, и потому для безопасности он всегда держится возле своего господина. Обыкновенно он остается у власти до тех пор, пока не найдется еще худший; и едва только он получает отставку, как все йеху этой области, молодые и старые, самцы и самки, во главе с его преемником, плотно обступают его и обдают с головы до ног своими испражнениями.
— Если вы даете пятерым йеху корму, которого хватило бы для пятидесяти, то они, вместо того чтобы спокойно приступить к еде, затевают драку, и каждый старается захватить всё для себя… Йеху являются единственными животными, которые подвержены болезням; все они обусловлены не дурным обращением с ними, а нечистоплотностью и обжорством этих гнусных скотов.
— В некоторых местах этой страны попадаются разноцветные блестящие камни, к которым йеху питают настоящую страсть; и если камни эти крепко сидят в земле, как это иногда случается, они роют когтями с утра до ночи, чтобы вырвать их, после чего уносят свою добычу и кучами зарывают ее у себя в логовищах; они действуют при этом с крайней осторожностью, беспрестанно оглядываясь по сторонам из боязни, как бы товарищи не открыли их сокровищ.
— Здесь попадается еще один очень сочный корень, правда, очень редко, и найти его нелегко; йеху старательно разыскивают этот корень и с большим наслаждением его сосут… Под его влиянием они то целуются, то дерутся, ревут, гримасничают, что-то лопочут, выписывают кренделя, спотыкаются, падают в грязь и засыпают.


Таким образом, доминирующие черты свифтовского йеху: злобность, агрессивность, гнусность, сволочизм, корыстолюбие, алчность, склонность к алкоголизму и наркомании, направленность ума на развитие и умножение пороков.


Ярчайшим литературным образом Джонатан Свифт описал, во что обращаются люди, отпущенные на волю низменных страстей и вожделений своего эго и с удивительной проникновенностью обрисовал опасности духовной инволюции человечества.


Талантливые наследники Свифта с исчерпывающей полнотой развили его епифании, создав грандиозное полотно воистину безграничных возможностей дальнейшей дебилизации йеху — особенно в эпоху человеческих масс, склонную к откату homo к скотному двору Джорджа Оруэлла: «полипы человечества», «ленивый тупой плебс», «фабричный товар природы» у А.Шопенгауэра, «сволочь» («rascality») у Ф.Ницше, хищники-морлоки Г.Уэллса, герои Г.Ибсена, Д.Джойса, Х.Борхеса, У.Голдинга, полые люди Т.С.Элиота, «носороги» Э.Ионеско, персонажи С.Беккета, «одномерный человек» Г.Маркузе, — всё то, что по обыкновению зовут отребьем, быдлом, шпаной, чернью, сбродом, хамьем, жлобьем, гопотой и т.д.


О повсеместности и вневременности феномена потенциальной йехуизации человека с огромной тревогой писали многие выдающиеся мыслители прошлого, исследовавшие феномен массовых сообществ, в том числе — С.Киркегор, Ф.Ницше, Г.Лебон, Я.Буркхардт, Г.Тард, Х.Ортега-и-Гассетт, М.Вебер, Б.Бауэр, Д.Сантаяна, Н.Бердяев, Д.Мережковский А.Платонов…


Сирен Киркегор за столетие до «торжества йехуизма» проницательно, красочно и в мельчайших деталях описал его трагические последствия, Фридрих Ницше с присущим ему блеском обрисовал будущее «господством сволочи» — это наиболее гнусное чудовище из когда-либо обременявших землю, — «наглое, хищное, омерзительное, с желчью быка, с сердцем и мозгами павлина»…


В человеческом обществе йеху — явление обычное, естественное, существующее повсеместно и несущее вполне определенную социальную роль. А вот его инволюция начинается с крутой ломки социального порядка, когда йеху объявляют себя «передовым отрядом человечества», «высшей расой», защитником «национального духа» и «утраченной идентичности», главным носителем духовности или «истинной веры». Это неизменно происходит стандартным, трафаретным путем: взбесившиеся вожаки йеху провоцируют сбросить «преступную власть», уничтожить инородцев или богачей, разгромить вездесущих врагов, построить самое справедливое государство на земле, добиться тотальной йехуизации всей земли…


Прекрасно известны лозунги, приводящие в неимоверное возбуждение массы йеху: кто был ничем, тот станет всем; кухарки могут управлять государством; вперед к полной победе йехуизма; построение и торжество йехуизма в отдельно взятой стране; везде — враги; но победа и рай будут за нами и т.д., и т.п.


Обладая животным нюхом, вожаки йеху умело выбирают момент путча и, обладая огромным запасом агрессии и злобы, легко ломают традиции и устоявшиеся порядки — что неоднократно происходило в разных странах на нашей планете. Я бы назвал это разрушительным коллапсом или йехупереворотом.


В йехугосударстве наличествует весь набор социальных институций и структур, только с одной оговоркой — «как бы»: как бы конституция, как бы выборы, как бы парламент, как бы право и закон, как бы права йеху и т.д. Есть даже своя йехулигенция, но задача последней коренным образом отличается от функций интеллигенции нормального государства: именно йехулигенция является прослойкой между йехувожаками и «народом», предназначенной для наиболее эффективного одурманивания масс.


Йехуобразованцев-пропагандистов готовят специальнные йехурситеты по программам строя, плаца и воинского устава: шаг влево, шаг вправо от «генеральной линии» йехупартии и, в лучшем случае, ты всеми отвергнутый изгой или пария, а в худшем — зэк или труп.


Вместо права, закона, легитимности — здесь йехусудие и йехупруденция.
Принципы их деятельности тоже хорошо известны: телефонное право, тотальная коррумпированность, неподсудность верховных властителей, кафкианский судебный процесс, друзьям — всё, врагам — закон…


Поскольку йеху испытывают органическую ненависть к «дюже вумным», особым преследованиям у них подлежат немногие критически мыслящие или диссиденты, так сказать — йехуфобы. Результатом являются такие уникальные феномены как меритофобия и меритоцид — изгнание или уничтожение всех мало-мальски мыслящих. Поэтому непременные спутники йехугосударства — забитые до отказа тюрьмы, лагеря, психлечебницы, карательная медицина…


Место культуры здесь занимает тотальная йехуизация народного сознания — неумолкаемая ни на минуту пропаганда йехуизма, мощное йехузомбирование по всем каналам телескрина, примитивнейшая поп-культура, направленная на понижение и без того невысокого уровня сознания народонаселения. Это культура инволюции: заборы, стены, лифты, исписанные нецензурной бранью, лозунги, рассчитанные на придурков, пошлые песенки и стишата, прославляющие йехувождей, дебильные, но тщательно отцензурованные книги, примитивная философия для окончательной отбивки мозгов йехулигенции…


Есть у них и йехунаука, которая, в силу злобности и агрессивности йеху, всецело направлена на создание оружия массового уничтожения, широчайшего ассортимента ядов и бактериологического оружия. Другие области йехунауки так или иначе обслуживают науку агрессии и войны.


Армия йеху, пожалуй, единственное, что напоминает обычную мясорубочную машину, используемую во всем мире, но в силу природной жестокости йеху, в ней царят дедовщина, дикое беспробудное пьянство и феодальные отношения командного и рядового состава. Эта армия иногда даже способна побеждать, но цена ее «побед» достигается чудовищным образом: завалить врага трупами, направить солдат в атаку по неразминированному полю или через ядерный полигон тотчас после испытания атомной бомбы — здесь всё это обычное, будничное дело…


Но все равно йеху, как никто, гордятся своими победами и героями во всех областях своей горемычной жизни. Я бы даже ввел понятие «йехупередовизны», но по своей малограмотности и нежеланию учиться, в том числе на собственных ошибках, всё, что йеху придумывают, они неизменно объявляют либо самым замечательным, передовым или высокодуховным.


Арнольд Тойнби в «Постижении истории» детально описал рождение и падение стран, империй и даже целых цивилизаций, объяснив их брейкдауны ошибочными ответами элиты на исторические вызовы. На самом деле, как мне кажется, государства и народы гибнут в результате «торжества йехуизма», то есть абсолютной деградации всех без исключения сторон жизни в окружении быстро эволюционизирующего нормального человеческого общества.



Другие статьи в литературном дневнике: