Журналист это не профессия. Это приговор

Фима Жиганец: литературный дневник

ПОЗДРАВЛЕНИЕ БРАТЬЯМ ПО КРОВИ


Я встряхну бутыль, и броженье


Пробку вышибет в небеси:


Боже, благослови блаженных


Щелкопёров всея Руси!



Что ползком, по грязи, под плетью,


Вечно слыша то «Мразь!», то «Бис!»,


Пёрли к новому тысячелетью –


И, как видите, доползли-с.



В свинский год я слегка хамею –


Мы не свиньи с вами, братва!


Журналюги, скорее, змеи, –


Жаль, что не о трёх головах.



Но пока нас жизнь не прижала –


А оно не исключено, –


Но пока нам не вырвали жала


И не ткнули носом в (но-но!) –



Позабудем про все тревоги,


Разгуляйся нынче, душа!


ВЫ НАС СЛЫШИТЕ, БАНДЕРЛОГИ?!


Вам сегодня можно дышать.


Александр Сидоров


Дозвольте сказать пару-тройку слов о нашем с коллегами профессиональном празднике. Он совпадает с другим странным торжеством – старым новым годом. Российский народ отмечает два Новых года, а мы – два Дня печати: один 13 января, другой 5 мая. Правда, нынешний называется День российской печати, а майский – День советской печати. Но, по сути, эти два определения бессмысленны. Разве факт моего появления на свет в СССР означает, что теперь меня следует считать дважды рождённым?


Впрочем, речь не о парадоксах российского календаря. Вспомнил, что в 2019-м исполняется 40 лет с того дня, как я окончил отделение журналистики филологического факультета Ростовского госуниверситета и вышел, грубо говоря, на большую дорогу… Такое событие грех не отметить.


И пусть праздник уже скромно отшумел и завял, я всё же позволю себе высказать пару-тройку мыслей по поводу, используя служебное положение.


Немного о своём: был ли покойный нравственным человеком?
Иногда мы с коллегами пытаем друг друга: а если снова начать, ты бы выбрал опять? В смысле стали бы мы снова плясать чечётку на граблях журналистики или поберегли бы свои не особо чугунные лбы? Многие из моих бывших однокурсников уже давно ответили на этот вопрос, уйдя из профессии или даже не вступая на этот сомнительный путь. Теперь они бизнесмены, библиотекари, скромные пенсионеры или заслуженные алкоголики. Что до меня, считаю саму постановку вопроса некорректной. Ещё древние китайцы разумно заметили: «Не человек выбирает путь, а путь выбирает человека». Печальный весельчак О’Генри взглянул на это дело с иного ракурса: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу».


Например, я решил стать журналистом в шестом классе. Хотя даже отдалённо не представлял, что такое журналистика, а главное – был стеснительным, не особо коммуникабельным подростком. И вот с какого бодуна мне пришла в башку такая нелепая идея?! Но ведь стал же. В выпускном классе даже издавал рукописный журнал «Улей», который пользовался огромным успехом. Тогда же чуть не вылетел из школы за свою порочную страсть. Мы с приятелем вечером сняли со стенда школьную стенгазету (издание комсомольской организации!) и вывесили вместо неё издевательскую стихотворную пародию о том, как в лесу зверьё выпускало листок, высмеивая пороки людей: «Там за стихи взялись газели, Ишак заметки поставлял…». «Ишак» – это завуч школы, на всякий случай. Скандал был жуткий, но его удалось замять.


Я пришёл в журналистику, когда в моде был стиль а-ля «Экскаватор щедро одаривал нас каменными глыбами». Был рядовым корреспондентом, редактором ведомственной и областной газет, собкором центральных, стрингером забугорных. В постперестроечную пору после моих публикаций людей выпускали и сажали, награждали и увольняли. Приятно вспомнить. Но есть и воспоминания не особо приятные. О том, как не справился с темой и было стыдно от ощущения собственной убогости. О статьях, которые отвергались премудрыми пескарями: «У нас же не газета юных самураев, чтобы устраивать себе харакири…». А настоять на своём я не смог.


Бесит, когда всякая шушваль норовит окрестить тебя или коллег «продажными писаками». Убеждать, что ты не верблюд – бесполезно. Отплёвываясь, только докажешь обратное.


И всё же – могу ли я утвердительно ответить на знаменитый вопрос Оси Бендера: «Был ли покойный нравственным человеком?». Ну, не знаю… В журналистике нравственность – понятие относительное.Да, не продавался. Но это всё равно что гордо заявлять: «Не злодей я и не грабил лесом». Тоже мне заслуга. А деньги, кстати, предлагали. Чаще всего – именно жертвы произвола. Просят написать, заступиться, а в конце шёпотом: «Сколько это будет стоить?». Стандартно отвечал, что не делаю бизнеса на чужом горе. Нагло врал. Журналистика зачастую и есть бизнес на чужом горе.


ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ —


http://www.nvgazeta.ru/news/12370/540932/



Другие статьи в литературном дневнике: