Размышления об обратной связи автора и читателей.

Сергей Макаров Юс: литературный дневник

Мысли о том, насколько тесной должна быть обратная связь между писателем и читателями его произведений возникли у меня после выхода в печать романа «Чужое противостояние».
После получения первых отзывов, автору стали поступать предложения о том, чтобы история, рассказанная в романе, была продолжена, и герои, которые, видимо понравились читателям, отправились к новым приключениям. Более того, ряд читателей вполне откровенно предлагали свои варианты развития будущего сюжета в том виде, как им казалось наиболее подходящим.
Разумеется, все эти предложения были основаны на тех представлениях, о героях, о тех обстоятельствах, в которых эти герои оказались, возникших у читателей романа и предшествующего ему рассказа «Необычное путешествие, которое… было?». С одной стороны, подобная обратная связь дает автору немало пищи для размышления о том, как видят его героев другие люди, какие сюжетные ходы им интересны, а какие быстро забываются. То есть, вроде можно было воспринять эти предложения, как своеобразные отзывы о романе, и не воспринимать их всерьез.
С другой стороны, закончив роман, автор совершенно не собирался писать продолжение, посчитав историю, изложенную в нем, полностью завершенной. Хотя и возвращался к некоторым героям романа в других произведениях, таких как «Заключения в счастливую жизнь» и «Загадочный мольберт или рисунки жизни». Однако продолжение именно этой истории в планы автора совершенно не входило.


И тут, столь внезапные и настойчивые просьбы читателей снова собрать всех героев романа вместе, чтобы отправить в очередное путешествие, с новыми приключениями. Более того, автору почти прямо указывали – какое именно действие должно было происходить в продолжении этого романа.
В связи с этим перед автором встала дилемма – как поступить. С одной стороны, по его собственному мнению, роман был закончен, хотя различные идеи о его продолжении у меня, тут могу признаться, были, правда, по большей части я их сразу отбрасывал. С другой стороны, мнение некоторых читателей имело для меня немалый вес, и отказ от возвращения тех героев, что им очень понравились, мог сказаться, в некотором роде, на наших взаимоотношениях. К тому же, по мнению еще одной группы читателей, некоторые детали романа указывали на возможность продолжения истории, и после некоторого раздумья, автор был вынужден согласиться с этим – намек на возможные будущие сюжетные линии в романе действительно имелся. Правда в момент написания произведения, я задумывал их исключительно как этакую затравку для того, чтобы читатель мог самостоятельно строить какие-то предположения о дальнейшей судьбе героев. Но, как оказалось, немалое число людей восприняли этот мой прием как приглашение к продолжению знакомства, образно говоря.


В общем, читатели оказались довольно настойчивы, поэтому автору не оставалось ничего другого, как задуматься о сюжете нового романа.
Не стану скрывать, такого уверенного вдохновения, как при написании «Чужого противостояния» уже не было, хотя целый ворох весьма интересных сюжетных ходов и поворотов, в голове уже наметилось и даже оформлено в этаких предварительных набросках. Но, хотя я уже и сам начал все больше заинтересовываться возможностью построения нового сюжета о приключениях старых героев, меня по-прежнему волнует вопрос, суть которого вынесена в заголовок.


Насколько же должна быть тесной обратная связь писателя со своими читателями?
И должен ли писатель идти навстречу просьбам своих читателей – возвратить героев прежних произведений? Или писатель должен полностью и безоговорочно следовать только собственным желаниям, не обращая внимания на пожелания тех, кто является его постоянным читателем?


А как думаете Вы?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.12.2019. Размышления об обратной связи автора и читателей.