***

Евгений Садков: литературный дневник

"Анархия - это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства"
П.А. Кропоткин.
***


Моральные принципы определяют жизненный путь сильной личности. Приспособленец же, точно заяц, петляя и затаиваясь, лишь личина Человека.


Не так давно, случайно наткнувшись на маленькую книжечку, был озадачен. Эпоха "брежневского застоя". За год до московской Олимпиады издательство "Детская литература" печатает рассказ известного российского анархиста Кропоткина.


Брошюрка предназначена для младшего школьного возраста.


Не знаю, читал ли её нынешний видный политический деятель, член правящей партии и депутат ГД Р А.К. Исаев. Время совпадает. Или уже проскочил "младший школьный возраст"? Андрею было в это время уже пятнадцать.


Почему, спросите Вы, он должен был знакомиться с творчеством Кропоткина? Причины две. Общая, огромный вклад Петра Алексеевича в российскую науку. И частная, не слишком сейчас афишируемая. Нынешний депутат в юности проповедовал взгляды анархо-синдикалистов и был сторонником "батьки" Махно.


Даже эта деталь соединяет двух наших политиков. Но один до конца жизни не изменял своим политическим принципам. О втором судить не буду. Но то, что он сейчас против "полного освобождения человека от ига Капитала и Государства", думаю, несомненно.


Не буду разбираться, почему происходит подобная трансформация. Сейчас более интереснее, как рассказ видного анархиста появился в брежневскую эпоху.


Но для разминки загляну к своему любимому Далю. Да, для нынешней эпохи прямо призывы к беспорядкам. Господи, неужели нынешний депутат ГД Р проповедовал подобное.


Анархия, глаголет Владимир Иванович, отсутствие в государстве главы...семибоярщина.


Что-то знакомое. Точно, точно, семибанкирщина. И как итог этой анархии -двадцать нынешних лет. И дольше века длится день,


"И не кончается объятье"


Ладно, замнем. Что там дальше у главного словесника России? Анархист-заступник,...любитель безначалия,смут, крамол. Господи, неужели господин Исаев в свое время был таковым? Или он разрушал изжившую систему правления? Да, парадокс.


И попутно. Могли они встречаться? Нет, не нынешний депутат. Даль и Кропоткин. Они же современники. И вновь удивление.


В декабре 1844 года в доме Владимира Ивановича зародилась идея о создании российского географического общества. Чуть позже инициаторы собрались уже в кабинете великого князя Константина Николаевича.


Эти факты прямо говорят о потребности государства в подобных структурах. А через двадцать лет труды Кропоткина появляются на страницах "Известий РГО". То есть пусть и косвенно, но два великих ученых России взаимодействовали.


Но не по этой причине и не за научные достижения отметили советские воспитатели молодежи Кропоткина. Все намного проще. Шаблон. Как и большевики, анархист боролся с предыдущим режимом правления.


Для октябрят Петр Алексеевич революционер. Попав в царские застенки, он остался не только ученым, но и врагом царизма. Совершив побег и Петропавловской крепости, продолжил свою революционную деятельность. Это пример для каждого советского школьника.


Об этом говорит тираж книги-750 тысяч в третьем издании. Если суммировать, более миллиона. Нужна ли эта книга современным тинэйджерам? Согласимся, плохой пример.


Но есть в судьбе Кропоткина единый стержень. С юности выбранная дорога, трудная, тернистая, и все же -яркая. Личность! И эта ещё одна мотивация публикации "Побега" в советское время.


Примечательно, что во время Гражданской войны Кропоткин встречался с Махно. Тот считал Петра Алексеевича своим учителем. А Исаев в свое время позиционировал себя сторонником Нестора Ивановича.


Почему же один из бывших врагов государства становится ярым защитником нынешней системы правления? Ответ, думаю, лежит на поверхности. Ученый Кропоткин, увидев всю пагубность монархического управления людьми, отверг государство. Его последователь, судя по всему, выбрал другой путь взаимодействия человека и государственной системы. Тот, в котором, как мне видится, нет политических идеалов, а есть только холодный сиюминутный расчет.


Петр Алексеевич умер тихо, во сне. В день похорон из Бутырки для прощания с учителем были выпущены все анархисты. Под честное слово...


Его именем названы улицы и населенные пункты. На сто процентов уверен, что на карте России не будет топонимов от фамилии бывшего анархиста, а ныне видного деятеля правящей партии.


Мнение автора субъективно и оценочно. В заметке нет призывов к беспорядкам и прочим антигосударственным деяниям. Есть просто попытка осмыслить судьбы двух анархистов. Одну -счастливую, вторую ... Это уж сами судите.






Другие статьи в литературном дневнике: