Факты Истории

Николай Сологубовский: литературный дневник

Факты Истории! Чарли Чаплин, Битва за Сталинград и освобождение Туниса


31 января 1943 года. Из радиограммы немецкой 6-й армии окружённой советскими войсками в Сталинграде в ОКХ и группу армий «Дон»:
«Русские перед дверью. Мы готовимся к уничтожению».
После этого радиосвязь с новоиспечённым генерал-фельдмаршалом Фридрихом Вильгельмом Паулюсом была потеряна. Паулюс со всем своим штабом и остатками 6-й армии сдался в плен советским войскам.
Из воспоминаний адъютанта штаба 6-й армии вермахта полковника Вильгельма Адам:
«31 января 1943 года, 7 часов утра. Медленно наступил тусклый рассвет. Паулюс еще спал. Прошло довольно много времени, пока я выбрался из лабиринта мучивших меня мыслей и кошмарных сновидений. Все же я хоть немного поспал. Только я хотел тихо встать, как в дверь постучали. Паулюс проснулся. Вошел начальник штаба. Он подал генерал-полковнику лист бумаги и сказал:
— Поздравляю вас с производством в фельдмаршалы. Это последняя радиограмма, она пришла рано утром.
— Должно быть, это — приглашение к самоубийству. Но я не доставлю им этого удовольствия, — сказал Паулюс, прочитав бумагу.
Шмидт продолжал:
— Одновременно я должен доложить, что русские пришли. — Сказав это, Шмидт сделал шаг назад и открыл дверь. Вошел советский генерал (прим. - это был начальник штаба 64-й армии РККА генерал-майор Иван Андреевич Ласкин) с переводчиком и объявил нас военнопленными. Я положил перед ним на стол наши пистолеты.
— Подготовьтесь к отъезду, — заявил советский генерал. — Я заберу вас отсюда около 9 часов. Вы поедете на своей машине.
Затем генерал и переводчик покинули помещение.
Хорошо, что у меня еще была печать. Я выполнил свою последнюю служебную обязанность — вписал в солдатскую книжку Паулюса производство в генерал-фельдмаршалы, скрепил это печатью, которую тут же бросил в горящую печь.
Потом я пошел к Роске (прим. - командующий южной группировкой немецких войск в Сталинграде генерал-майор Фридрих Роске); мне хотелось знать о событиях, происшедших ночью. Он сообщил мне следующее:
— Несколько часов назад я уже рассказал вам, что Шмидт приказал переводчику пойти с белым флагом к командиру советского танка. После того как вы ушли, я вместе с переводчиком отправился наверх. Перед въездом во двор стоял советский танк, тем временем он придвинулся еще ближе. Входной люк был открыт, и из него выглядывал молодой офицер. Наш переводчик помахал белым флагом и подошел к танку. Я слышал, что он заговорил с русским. После он поведал мне, что сказал советскому офицеру следующее: "Прекратите огонь! У меня есть для вас чрезвычайно важное дело. Повышение и орден вам обеспечены. Вы можете пойти со мной и взять в плен командующего и весь штаб 6-й армии".
Советский офицер до радио связался со своим командиром. Появилось еще два русских офицера и несколько солдат. Они подошли к въезду во двор, где я их встретил. Мы прошли в подвал через боковой вход, который находился рядом с помещением Шмидта. До сих пор он был закрыт мешками с песком, но Шмидт приказал открыть его...
Начальник штаба поручил вести переговоры мне. Сам он намеревался вмешиваться лишь тогда, когда это, с его точки зрения, будет необходимо. Между тем прибыл советский генерал с несколькими офицерами. После приветствия по всей форме он сообщил мне условия капитуляции. При этом он не отвечал ни на один вопрос или представление с моей стороны…
Генерал-майор Роске закончил свое сообщение:
— В 5 часов 45 минут была передана последняя радиограмма: "У дверей русский, все уничтожаем!" Через несколько минут радиостанция была разбита.
Глубоко удрученный, возвратился я в свой подвал. По дороге я решил ничего не говорить Паулюсу. Хотелось избавить его от лишних волнений. Он совершенно безучастно сидел за столом. Когда наступила минута отъезда, он поднялся.
— Подготовьте все к отъезду штаба, Адам, велите приготовить две легковые и одну грузовую машины.
Большой въезд в подвал был закрыт и охранялся часовым Красной Армии. Дежурный офицер разрешил мне с водителем пройти во двор, где стояли автомашины.
Пораженный, я остановился.
Советские и немецкие солдаты, еще несколько часов назад стрелявшие друг в друга, во дворе мирно стояли рядом, держа оружие в руках или на ремне. Но как потрясающе разнился их внешний облик!
Немецкие солдаты — ободранные, в тонких шинелях поверх обветшалой форменной одежды, худые, как скелеты, истощенные до полусмерти фигуры с запавшими, небритыми лицами. Солдаты Красной Армии — сытые, полные сил, в прекрасном зимнем обмундировании. Я вспомнил о цепях счастья и несчастья, которые не давали мне покоя прошлой ночью.
Внешний облик солдат Красной Армии казался мне символичным — это был облик победителя. Глубоко взволнован был я и другим обстоятельством. Наших солдат не били и тем более не расстреливали. Советские солдаты среди развалин своего разрушенного немцами города вытаскивали из карманов и предлагали немецким солдатам, этим полутрупам, свой кусок хлеба, папиросы и махорку. Ровно в 9 часов прибыл начальник штаба советской 64-й армии, чтобы забрать командующего разбитой немецкой 6-й армии и его штаб.
Мы сели в стоявшие наготове немецкие автомашины. В первой машине заняли места Паулюс и Шмидт, советский генерал сел рядом с водителем. Во второй ехал я в сопровождении старшего лейтенанта Красной Армии. В грузовой машине следовали остальные офицеры и солдаты штаба.
Шум боя стих. "Южный котел" перестал существовать. "Центральный котел" под командованием Гейтца капитулировал тоже 31 января 1943 года».


Слава Советской Армии, разгромившей нацистов под Сталинградом и открывшей дорогу к освобождению Европы и Африки.


После 31 января 1943 года прошло три месяца…
Тунис. Факты Истории!


8 мая 1943 года Верховный главнокомандующий Советской Армии И.Сталин послал премьер-министру У.Черчиллю телеграмму:
«Поздравляю Вас и доблестные британские и американские войска с блестящей победой, приведшей к освобождению Бизерты и Туниса от гитлеровской тирании. Желаю Вам дальнейших успехов».
12 мая 1943 года в Тунисе капитулировала итало-германская фашистская армия.
Победа в Африке имела огромное моральное значение для американцев, англичан, французов и других союзников Советского Союза, сражающегося с "коричневой чумой". Они убедились, что могут, как и Красная армия под Сталинградом, наносить поражения хваленой гитлеровской армии!
Германия и Италия потеряли в Тунисе свыше 300 тыс. солдат и офицеров, из них 30 тыс. убитыми, 26 500 ранеными и до 240 тыс. пленными.
Союзники потеряли в Тунисе 10 тысяч убитыми.
А всего в боях в Северной Африке погибло 20 743 солдат союзников.
Среди погибших и русские патриоты-добровольцы, и советские бойцы, бежавшие из фашистского плена и снова взявшие в руки оружие, чтобы сражаться до Победы...
12 мая 1943 года... Капитуляция фашистов в Африке.
До Дня Великой Победы было еще два года боев...
20 мая 1943 года в столице Туниса состоялся парад Победы союзных войск в Северной Африке, в котором приняли участие и русские, громившие фашистов вместе с своими братьями по оружию из разных стран мира.
Сохраним память о Героях Сражений Великой отечественной войны, Второй мировой войны и не забудем тех, кто воевал за нашу Свободу под Сталинградом и на далеком африканском фронте.



31 января 2021 года.
Из дневника Н.Сологубовского.
Сегодня опять возник вопрос «С кем вы, мастера культуры?» И как ни странно, возник он в России.
Поэтому позвольте напомнить!
Во время съемок фильма «Великий диктатор» правительство США грозило Чарли Чаплину арестом, но он продолжал работать и оказался одним из немногих американских мастеров культуры, кто последовательно и постоянно, со всей энергией настаивал, чтобы помочь Советской России, на открытии «второго фронта».
Второго фронта против нацизма, против Европы, ставшей нацистской. Потому что именно в России проходила и проходит сегодня, как и много лет назад, линия фронта защиты демократии:
«Россия сражается у последней черты. Но эта черта – и последний оплот союзников... Мы не можем позволить себе потерять Россию, потому что там проходит последняя линия фронта защиты демократии. Когда рушится наш мир, наша жизнь, наша цивилизация, мы обязаны пойти на риск».
…90 лет назад состоялась премьера величайшего по доброте и по состраданию человеческому фильма Чарли Чаплина «ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА»
Посмотрим картины великого американца снова…
И определимся, с кем мы!



Другие статьи в литературном дневнике: