Анастасия возвращается в Россию

Николай Сологубовский: литературный дневник


«Анастасия» возвращается в Россию.


ДОКУМЕНТАЛЬНО, значит, ПРАВДИВО!


К десятилетию Премии НИКА, присужденному фильму «АНАСТАСИЯ»Виктора Лисаковича и Николая Сологубовского


Виктор Лисакович – классик-режиссер русского документального кино, в котором самое главное – доверие к реальности.
Николай Сологубовский - русский сценарист, из той плеяды сценаристов, для которых самое главное – найти неизвестное и рассказать правду.


Виктор Лисакович – режиссёр простой, не экзотический. Он негромко рассказывает о человеке, о судьбе его, часто устами самого героя.
Николай Сологубовский – кинооператор, для которого важно показать человека в моменты, когда от раскрывает свою душу.


Два автора фильма встретились случайно. Сначала в середине 90-тых лихих годов, когда Виктор Петрович приехал со своей супругой на отдых в Тунис и поехал на экскурсию в знаменитый, легендарный Карфаген, а гидом тогдаподрабатывал Николай Алексеевич, директор туристической фирмы СВЕЕТА ТРЕВЕЛ. От него Вектор Петрович впервые услышал о трагической судьбе моряков Русской Эскадры, которая покинула Крым в 1920 году, в страшные годы Гражданской войны и пришла в спасительный Тунис. Второй раз – когда в 2007 году в его руки случайно попал сценарий Николая Алексеевича о судьбе Анастасии Александровны Магштейн-Ширинской, единственной оставшейся в живух свидетельнице Русской эскадры, которая, уйдя из Севастополя, нашла свою последнюю стоянку в Бизерте.
Провидение Божье?
Иначе не назовешь.


Невозможно забыть «Катюшу» режиссера Виктора Лисаковича, снятую ещё в начале 1960-х, где героиня рассказывала о себе и о своих друзьях с такой нежной женственностью, как будто она кормящая мать с грудным ребёнком на руках, а не отвоевавшая, бок обок с моряками, Великую Отечественную, защищая Севастополь. Пожалуй, это было начало нового документального кино.


Его картина 2008 года «Анастасия», снятая в соавторстве с кинооператором и сценаристом Николаем Сологубовским, издавшим несколько книг о Русской эскадре, - тоже о судьбе женщины, ещё более удивительной. Ей было восемь лет, когда в ноябре 1920 года она с семьёй во главе с отцом Александром Манштейном, командиром миноносца «Жаркий», отчалила от крымского берега России, надеясь вернуться. Россию покидала тогда Русская эскадра, военных кораблей было около сорока, а всего эвакуировалось 150 тысяч человек. В Тунис-Бизерту пришли 32 русских военных корабля, на борту которых было шесть тысяч русских людей, в том числе и триста детей….


Анастасия прибыла 23 декабря 1920 года в Тунис, в порт Бизерта, где и прожила всю свою долгую жизнь. Скончалась 22 декабря 2009 года. Вместе с русскими моряками она покоится на христианском кладбище Бизерта. Рядом - два памятника над братской могилой двадцатых годов и две могилы моряков, героев русско-японской войны и скончавшихся в 1907 году.


Весь фильм «Анастасия» – это рассказ девяностопятилетней русской женщины, крепкой, с прямой спиной, со светлой головой, которая помнит всё, со стройной речью, в летнем платье с крестом и ниткой жемчуга на груди. И иногда скромно – авторский голос режиссёра, когда надо что-то уточнить. Анастасия рассказывает или у себя в доме, где главная примета – полки с книгами, или на берегу моря, на причале, сидя на стуле.
Вот отрывки из её многочасовых рассказов, записанных Николаем Сологубовским. Некоторые вошли жемчужинами в ткань документальной ленты...


«…На этом причале Бизерты в 1921 году встал старый русский броненосец «Георгий Победоносец», и семьи моряков поселили на него. На корабле у нас была школа. Генерал преподавал нам математику и астрономию. Мы с мачт смотрели на море, в сторону России. А моряки надеялись, что они ещё пригодятся Отечеству, ждали возвращения в Россию. Среди нас, детей, был мальчик Олег, который обижал девочек, а я – его. Мама его вскакивала и кричала: «Ты большевичка». Через годы Олег умер во Франции, а я навестила его маму. Она меня узнала: «Ты приехала из Севастополя. Если бы ты знала, как мне туда хочется»….
«Корабли Русской эскадры со временем тоже умирали., ожидая возвращения в Россию.. А моряки, сняв морскую форму, работали рабочими, инженерами, врачами, создавали оркестры и строили дороги, оставаясь просто русскими – самарскими, новгородскими, тульскими, костромскими… Однако все чувствовали свою ответственность. Мама моя говорила: «Мы потеряли Родину, так что жаловаться ни на что не приходится». …
«Работали много и тяжело. И отец, и мать умерли рано. Чтобы помочь семье, я еще девушкой начала зарабатывать частными уроками математики. А в 1939 году в Бизерте построили русский Храм в память о Русской эскадре. Строили своими руками, и деньги собирали на Храм сами, тунисцы и европейцы нам помогали. Отец мой был последним моряком, кого отпевали в этом храме в 1964 году».


Где только русский документальный фильм «Анастасия» не получал призы! И в Париже, и в Санкт-Петербурге, и в Севастополе, и в Екатеринбурге, и в Краснодаре, и в Волоколамске, и в Вологде, и в Москве. И в Тунисе, конечно. И не по одному разу. Всё-таки настоящий документализм, хоть и ранит, но утешает душу. И в 2009 году фильму была присуждена главная кинопремия России – премия НИКА. Этим всё сказано!


В фильме мы видим, как русские моряки снова под Андреевским флагом приходят в Бизерту. Тунисе. И самый почётный гость на празднике, АнастасияАлександровна, сидит на стуле, да как? Пританцовывая! А на все вопросы о возвращении отвечает улыбаясь: «Было бы мне на 30 лет меньше, вернулась бы в Россию, а сейчас не могу сама перейти улицу...»
И добавляет серьезно: «Я осталась здесь, в Бизерте, одна из всех. Для чего? Дожить до 95 лет, чтобы передать память о русских моряках, о России, о русской культуре, и что самое утешительное, что всё же передала.
И ее совет: «Надо уметь в простых вещах чувствовать дар жизни».
Таков ее завет и документальному кинематографу, и нам, русским, живущих на земле и бороздящим воды морей и океанов.


А ещё Анастасия Александровна в фильме Лисаковича иСологубовского несколько раз читает стихи. И Блока, и Никитина, и Туроверова, и Бунина. Она читает только первую строфу Бунина, а мы вспомним все слова:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»


И забуду я всё, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.


Это об Анастасии. Это о русских моряках. Это о России!
О Родине, на которую мы всегда возвращаемся: или живыми, или в фильмах…



Другие статьи в литературном дневнике: