Рыбак и Море. История Владимира Горбенко

Николай Сологубовский: литературный дневник

Рыбак и Море. История Владимира Горбенко…


Невиновен и на свободе!
Владимир Горбенко вернулся в Россию!


Рассказ о том, как это случилось…


25 марта 2018 года киевские пограничники захватили, угрожая оружием, российский сейнер «Норд», на борту которого находились десять безоружных рыбаков, граждан России, в разрешённом для судоходства и рыболовства всех стран районе Азовского моря и увели судно в порт города Бердянск.
В апреле 2018 года в российский Крым удалось вернуться двум рыбакам. Оставшиеся мучались в застенках СБУ до конца октября.
10 января 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) зарегистрировал многочисленные жалобы, поданные против Киева адвокатами российского судна «Норд».
Капитану судна Владимиру Горбенко клеили две «уголовные» статьи. Киевские обвинители ему предлагали сделку: признать свою «вину» по статьям «Незаконное занятие рыбным… промыслом» и «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины …». В обмен на его «признание» ему обещали «возвращение в Крым по украинскому паспорту». От сделки капитан отказался. Его мучения продолжились…


Возвращение Рыбака домой…


Что делать рыбаку в такой безнадежной ситуации?
Вспомним повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя.
…Рыба поймана! Но рыбаку по имени Сантьяго не суждено было воспользоваться своего отличного улова. Его ждали схватки с более серьезными противниками, нежели огромная рыба. О грядущей беде говорит в повести короткая фраза:
"Прошел целый час, прежде чем его настигла первая акула".
Мы читаем рассказ о долгой, изнурительной борьбе рыбака с акулами. Их все больше. Он сражается с ними из последних сил, но акулы отрывают от рыбы, которую с таким трудом поймал старик, все новые и новые куски мяса…
Когда лодка рыбака входит в родную бухту, к ней привязан только скелет рыбы. Это была действительно большая рыба — "от носа до хвоста в ней - восемнадцать футов". И рыбак с грустью говорит своему другу: "Они меня победили". Друг не соглашается — акулы не могли "одолеть" рыбака. "Что верно, то верно”, — говорит рыбак.


…26 января 2019 года рыбак Владимир Горбенко «вышел в море на своей лодке» и «пропал без вести… О его местонахождении не знали ни родные и близкие, ни адвокаты.
9 февраля он перешёл, по его словам, границу под Армянском, предъявив пограничникам бережно сохраненный им российский паспорт.
9 февраля, как сказал Владимир журналистам, «вечером приехал в Керчь. Как раз все были дома, и я их порадовал. Просто поднялся по лестнице и позвонил в дверь. Дочки и супруга оторопели…»
«Главное, что жив и здоров. Теперь наши страдания и переживания позади», — добавила его мама Евгения Горбенко.
«Это главное, а нюансы мы или узнаем со временем, или не узнаем. Но результат говорит сам за себя», — сказал журналистам -секретарь президента России Дмитрий Песков.
Мучения Владимира кончились. Теперь акулы до него не доберутся.
Пожелаем ему восстановления здоровья, потерянного в застенках СБУ, и продолжения … ловли большой рыбы.
«Надеемся, что правительство России окажет нашей организации (рыбацкой артели) помощь и мы со своим экипажем продолжим заниматься нашей же деятельностью. Капитан я уже больше 15 лет, а рыбным промыслом занимаюсь всю свою сознательную жизнь, у меня семейная династия рыбаков», сказал журналистам крымчанин.
И мы надеемся, что сбудется его пожелание и Владимир Горбенко снова выйдет в море. А когда-нибудь он нам расскажет о своей схватке с «акулами». Но не сейчас!
Рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой, говорил старик Хемингуэй.


Но… как быть с акулами?


Вернемся к повести Хемингуэя. Вот как он описывает появление первой акулы:
"Акула догнала его не случайно. Она выплыла из самой глубины океана, когда темное облако рыбьей крови сгустилось, а потом разошлось по воде глубиной в целую милю... Она быстро плыла у самой поверхности моря, легко прорезая воду своим высоким спинным плавником. За плотно сжатыми двойными губами ее пасти в восемь рядов шли косо посаженные зубы…
Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свет, который они излучали, когда кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что мог только слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как дубинки не стало. Он вырвал румпель из гнезда и, держа его обеими руками, бил и колотил им, нанося удар за ударом".


Да черт с ней, с этой акулой и стаей акул. Они были и будут. Надо только уметь с ними бороться и выстоять в схватке не на жизнь, а на смерть.
Поговорим о другом. Мы еще не знаем, что снилось Владимиру. Но мы знаем о снах Рыбака, который плавал юнгой на паруснике к берегам Африки…


Пусть и вам приснится Африка…


«Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели — такие белые, что глазам больно, — высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев…
Ему приснилась длинная желтая отмель, и он увидел, как в сумерках на нее вышел первый лев, а за ним идут и другие; он уперся подбородком о борт корабля, стоящего на якоре, его обвевает вечерним ветром с суши, он ждет, не покажутся ли новые львы, и совершенно счастлив".
А оставшись в полном одиночестве, Рыбак обращается к рыбам, единственным его "собеседникам" в море.
"Рыба... я с тобой не расстанусь, пока не умру".
"Рыба... я тебя очень люблю и уважаю".
"Худо тебе, рыба?.. Видит бог, мне и самому не легче".
"Ты губишь меня, рыба... Это, конечно, твое право".
"У этой рыбы хватит сил на всю ночь. Ну, и у меня тоже"…
"Рыба — она тоже мне друг... Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!"
"Представь себе: человек что ни день пытается убить Луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам еще повезло".
"Не так страшно... А боль мужчине нипочем".
"Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить".
"Драться... драться, пока не умру".


Теперь вы поняли, мой читатель, о чем думает Рыбак, оказавшись в безысходной ситуации? Надеюсь, мне ничего не надо больше объяснять, о чем передумал Владимир, русский рыбак, этими долгими ночами одиночества…
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить".


Добавлю только еще одну фразу Эрнеста Хемингуэя, вложенную в уста измученного Рыбака:
"Нельзя, чтобы в старости человек оставался один".
Владимир вернулся домой. И он, и его семья всегда будут помнить этот счастливый миг:
«…Вечером приехал …
Просто поднялся по лестнице и позвонил в дверь...
Как раз все были дома……»


Николай Сологубовский, 12 февраля.
Написано в доме с видом на море, по которому плывет рыбацкая лодка…




Другие статьи в литературном дневнике: